четверг, 5 декабря 2013 г.

Категорически рекомендую. “Воскресение” Лев Толстой


Это последний роман писателя, работа над которым закончилась в 1899 году. В течение десяти лет Толстой работал над ним, делая перерывы в несколько лет. Сам сюжет написан под вдохновением от довольно таки интересной и нетривиальной истории о молодой женщине, что имела место быть в реальной жизни. Будучи одним из присяжных заседателей, мужчина узнал в обвиняемой в краже проститутке свою бывшую возлюбленную, которую еще совсем юной соблазнил и бросил. Молодой человек, замученный, по всей видимости, угрызениями совести, даже порывался жениться на ней и долгое время хлопотал об освобождении несчастной. Однако, жизнь распорядилась иначе: долгое время страдая тяжелой болезнью, женщина умерла в тюрьме. Также считается, что Толстого вдохновило на написание романа произведение Мопассана “Порт”, сюжет которого перекликается с “Воскресением” и которое так любил писатель.



Основной сюжетной линией романа является трагедия главной героини, Катюши Масловой, 27-летней проститутки, которая обвиняется в суде за отравление клиента и кражу денег, повлекшие за собой смерть мужчины. Ее приговаривают к четырем годам каторги, несмотря на то, что она на самом деле не виновата в данных преступлениях. Но удары судьбы начались гораздо раньше суда. И вся трагедия падшей женщины начинается не с острога, а с момента ее соблазнения мужчиной, что стало первопричиной падения Катерины и превращения ее из помещичьей воспитанницы в падшую женщину, путану и пьянчужку.
“Одно из самых обычных и распространённых суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно.”
Будучи шестнадцатилетнею девушкой, Катюша влюбляется в племянника барынь, у которых держится воспитанницею. Молодой Дмитрий Нехлюдов – студент, чистая, наивная, полная любви ко всему миру, душа, который приезжает на лето к теткам и познакомившись с Катей, также очарован ею. Нехлюдов довольно-таки интересный персонаж. В начале романа он предстает пред нами юношей, готовым полюбить весь мир и желающим сделать всех людей счастливыми. Он много рассуждает о боге, богатстве, бедности, правде, справедливости. Но окружающие его люди только насмехаются над его идеями и мечтами, считая Дмитрия хвастливым оригиналом, чудаком и глупышом. Даже мать смотрит на него несерьезно и словно сквозь призму легкого презрения. С каждым днем молодому Нехлюдову все тяжелее противостоять окружению, которое так и требует от него выбросить все “глупости” из головы, жить и мыслить как все: цинично и холодно, извлекая из каждого слова и дела выгоду. А после попадания на службу в армию, которая, по мнению писателя, только развращает людей, Нехлюдов совершенно изменяет характер и мировоззрение, становится эгоистичным, развращенным, пресыщенным жизнью барином. Именно таким испорченным человеком Нехлюдов приезжает через два года к теткам, где соблазняет и бросает влюбленную в него Катюшу, сунув ей в руку сторублевую бумажку. Он оправдывает свой подлый поступок мыслью о том, что “все так делают”.
“Люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло.”
Но именно в тот вечер рушится человеческая жизнь. Катюша понимает, что беременна, уходит от барынь, рожает ребенка, который вскоре умирает. Теперь молодой женщине нужно искать место, чтобы заработать денег. После ряда неудачных попыток, в результате множественных домогательств со стороны хозяев, она решает пойти в дом терпимости. А чтобы усыпить свою совесть, меняет мировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки. Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин, состоит в половом общении с привлекательными женщинами. А она и есть одна из этих женщин. И теперь, по прошествии десяти лет Катюша, милое и чистое создание, превращается в Маслову, грубую уличную девку, которая видит в каждом мужчине лишь очередного клиента. Теперь это мертвая, конченная женщина. В данном произведении великолепнейшим образом описаны метаморфозы, происходящие с главными героями. Еще большей трагичности двум судьбам добавляет их совершенно кардинальные перевоплощения из молодых людей, полных добрых и возвышенных помыслов; людей, близких к сверхчеловеку, в животных, живущих лишь инстинктами.
“Различие между ним, каким он был тогда и каким он был теперь, было огромно. Тогда он был бодрый, свободный человек, перед которым раскрывались бесконечные возможности, — теперь он чувствовал себя со всех сторон пойманным в тенетах глупой, пустой, бесцельной, ничтожной жизни, из которых он не видел выхода, да даже большей частью и не хотел выходить. Он вспомнил, как когда-то гордился своей прямотой, как ставил себе когда-то правилом всегда говорить правду и действительно был правдив и как он теперь был весь во лжи – в самой страшной лжи, признаваемой всеми людьми, окружающими его, правдой. И не было из этой лжи, по крайней мере он не видел из этой лжи никакого выхода. И он загряз в ней, привык к ней, нежился в ней.”
Но писатель дает героям шанс стать если не прежними, то близкими к своему прежнему, возвышенному “я”. Толстой воскресает  уже, казалось бы, мертвых личностей. И ему это удается. На протяжении сложных, трудных месяцев работы, хлопотаний, беготни ради освобождения Катерины Масловой Нехлюдов возвращается к своему истинному “я”, с его истинными желаниями, мечтами, целями и мироощущением. Он очищается от навязанного извне “грязного” мировоззрения, он теперь такой, каким хотел быть, еще будучи несформированной, зеленой личностью; такой, каким должен быть.  Маслова также преображается, находит в себе силы признать свое былое существование немыслимым и ужасным. Через раскаяние, постоянную борьбу со своим животным “я”, борьбу со страхами, печалями, которые ломали ее на протяжении лет, становится новым человеком. Дмитрий Нехлюдов и Катерина Маслова воскресают.


Данный роман ценен тем, что писатель ставит перед нами широкий спектр мощных, правильных, сильных вопросов. В произведении обсуждаются серьезные, актуальные и в наше время вопросы чести, искренности перед дорогими тебе людьми и самим собой, веры, проблемы выбора, а также общественного мнения. “Воскресение” – не просто роман, повествующий о жизненных оказиях персонажей. Это куда более глубокое произведение. В нем мы открываем много нового и важного, не обязательно истинного для каждого из нас, однако, помогающего нам самим понять что такое человек, каков он есть и каким все таки должен быть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий