Это одна из знаменитейших пьес русского драматурга Александра Островского второй половины 19 века. Именно с его именем тесно связано возникновение новой эпохи в театральной жизни. Если быть более конкретными, то Островский использовал в своих пьесах сюжеты простые и незамысловатые, максимально приближенные к реальности, бытовые сценки. Центр событий — обычные ситуации с обычными людьми; акцент — на быт и психологию главных героев.
«Бесприданница» — моя любимая пьеса Александра Николаевича. Не все знакомы с данным произведением, однако, многие хорошо знакомы с его сюжетом. А все благодаря великолепному фильму Э.Рязанова «Жестокий романс» с шикарнейшим актерским составом и замечательнейшей игрой всех артистов без исключения. Более того, не было бы моего знакомства с творчеством драматурга, если бы не моя любовь к данной кинокартине. Так что, кто вообще ни бум-бум, рекомендую посмотреть и фильм. Категорически.
Итак, в основе сюжета — жизнь и взаимоотношения юной прелестницы Ларисы Огудаловой с барином Паратовым и другими мужчинами. Она — дивной красоты девушка из уважаемой, однако, бедной семьи. Одарена множеством талантов, главными из которых является музыцирование на разнообразных инструментах и скромность. Но, к сожалению, они с маменькой остались без кормильца, сами живут на последнее, и жениха найти не могут, несмотря на то, что в доме у них часто бывают холостяки. А все потому, что она — бесприданница. Кому такая нужна? Ну и что, что красивая. Это вам и пища для дальнейшего размышления, дорогие читатели.
Вокруг Ларисы — стаи мужчин, но никто,естественно, не желает взять на себя ответственность и жениться. Ведь и получше партии есть, не такие прекрасные, но с какими-никакими деньгами. Однако, четверо мужчин все же очень близки с ней. Постоянными посетителями являются Мокий Парменыч — банкир, время от времени помогающий старшей Огудаловой деньгами; Вася — молодой, лихой купец, друг детства Ларисы; Карандышев — мелкий, даже мельчайший чиновник, страстно влюбленный в девушку; ну и, конечно же, Сергей Сергеевич Паратов — барин. Кстати, одним лишь этим словом его и можно описать. Но для большего понимания расшифрую: харизматичный, остроумный, обаятельный, богатый, статный, ловкий стрелок. В общем, шикарный мужчина. Но сволочь.
Действие происходит в течение года. Все это время мы следим за развитием любовной линии героев: он то ходит к ней, то пропадает на долгие месяцы, а потом снова возвращается, и уже недовольный тем, что она обручена с другим. Однако сам тем же грешен. Да и не обещал никто ничего и никому. Но кульминацией момента является всеобщее гуляние на пароходе. Тогда Паратов совсем открывает свою подлую личину и, пообещав быть вместе, совокупляет Ларису. Однако, утром объясняет, что это было наваждение.
Конец пьесы весьма трагичен. Главная героиня погибает. Но даже если бы этого не произошло, точнее, если бы ее смерть не была столь скоропостижной, она все равно уже погибла, только смерть ее была бы длительной и болезненной, в психологическом плане. И даже если бы она не решилась на свидание с Паратовым, а осталась с женихом, то была бы глубоко несчастна. Ведь жених ее — совсем ей не ровня, а просто жалкое и мерзкое создание, а девушке кушать хочется, вот решилась за него выйти. После гуляния же у нее было немного вариантов. Она или стала бы любовницею одного из двух богатых и влиятельных, жила бы в роскоши, помогала матери, но при этом занимала низкое и срамное положение содержанки, шлюхи. Или осталась бы с матерью, и жила в нищете, а потом в монастырь либо на панель, хотя я склоняюсь к первому. Ну или в Волгу бросилась бы.
Уже в конце пьесы Лариса открывает для себя страшную правду, точнее, она и так ее понимала, чувствовала, однако, не хотела смотреть истинному положению вещей в глаза, так сказать. Она — вещь, подарок, игрушка. Она нравится всем, но никто ее не любит, никому нет дела до ее чувств, мыслей, желаний. С ней приятно находиться в компании, общаться, любоваться — пользоваться ею так или иначе. Но быть чьей-то любимой она не смогла. Не видел в ней никто человека. И тогда она решила, что будет дорогой вещью, не всем доступной.
Интересной особенностью пьесы является то, что в ней нет ни одного положительного персонажа, да и негативные из них не все. Я не могу сказать, что некоторые герои плохи, так как они просто обычные люди, действующие весьма логично и понятно, опираясь на свои принципы, логику, мировоззрение. Таких мужчин — миллионы, и они просто такие, какие есть. Судить их не нужно. Нельзя также разделять в этой пьесе все на белое и черное. Все настолько сложно и спутанно, что чье-либо действие однозначно позитивным или негативным назвать просто не представляется возможным.
Ознакомившись с данным произведением, некоторые мне сказали, что она просто наивная дурочка, которая не смогла понять, что Паратов использует ее. Другие журят всех, и Ларису включительно, называя спесивой и горделивой. Здесь нужно понимать, что первичными всегда являются желания человека, затем — мотивы, цели и действия. И необходимо знать, чем руководствовался тот или иной герой в определенной ситуации. Только понимая это, человек будет не осуждать, а думать, что же можно сделать, чтобы помочь другим и в дальнейшем избежать таких же ошибок. Я же настаиваю на том, что она обычная девушка, не обладающая ни выдающимся умом, ни железной волей и принципами, но и не слабачка и не дура. Просто жертва жестокого мира. Ну, не повезло ей. Что касается отношений с Паратовым, то она все понимала и осознавала, вот только альтернатива была не слаще. А тут она хоть рискнула, да и с любимым мужчиной побыла. Возможно, представителям сильной половины населения трудно понять такой глупый поступок. Но я вам скажу, господа, что женская любовь — весьма сложное понятие. Да и не женская тоже, думаю. Ведь в тех случаях, если она глубокая, зрелая, сильная, иногда становится надличностной ценностью. А это уже значит очень многое и многое объясняет.
Произведения А.И.Островского очень популярны и актуальны. Его пьесы до сих пор ставят на театральных сценах, по сюжетам его произведений снимают фильмы, да и многие люди являются ярыми поклонниками его творчества. «Бесприданница» — не исключение. Это произведение о любви, деньгах, несправедливости, метаниях юной души, и желании ее уйти от жестоких реалий жизни. Умение писателя проникнуть в глубины души человека велико и неисчерпаемо. Ему, как никому из мне известных литературных деятелей, присуща способность понимать человеческую психологию.

Комментариев нет:
Отправить комментарий