“При правильном их применении слова способны быть всепроникающими, как рентгеновские лучи. Прочтешь — и ты уже пронизан и пронзен.”
Один из моих любимых жанров — антиутопический роман — в данном конкретном случае еще и обладает таким прекрасным качеством, как сатира. Произведение английского писателя Олдоса Хаксли является пародией на эру потребления, пришедшую еще более полувека назад в Западный мир, но неминуемо захватывающую и наши славянские умы. Удивительным и довольно интересным является тот факт, что окончив работу над романом еще в далеком 1931 году, автор будто глядел в воду. Обладая даром предвидения, владея навыком проецирования в будущее, Хаксли описал нам жизнь современного общества и славную эпоху постиндустриализма: существование среди вещей и поклонение человека этим вещам.
“Цивилизация абсолютно не нуждается в благородстве или героизме. Благородство, героизм — это симптомы политической неумелости.”
Действие книги происходит в далеком будущем, где-то около 2540-х годов, в эре Форда. Да, того самого. «Все смешалось в доме Облонских», как говорится. Мир людей будущего максимально преобразован, и абсолютно отличен от нашего. Людей не рожают, а выращивают на специальных предприятиях. В романе очень детально и весьма занятно описан процесс оплодотворения и формирование зародыша. Половые клетки делят до максимально возможного предела с целью получения одинаковых особей. При этом постоянно обрабатывают, иногда же нещадно подавляя их развитие. Это делается от того, что общество разделено на 5 каст: от «альф», обладающих максимальным развитием, до примитивных «эпсилонов». Каждая каста обладает определенным рядом психических качеств, которые и определяют их дальнейшую жизнь, то есть профессию и, в большей или меньшей степени, высокие материальные потребности, которые работают на производство.
“В этом весь секрет счастья и добродетели: люби то, что тебе предначертано.”
Многие понятия перевернуты с ног на голову: деторождение считается неприемлемым, в высшей степени мерзким деянием; таких категорий как любовь, вера, наука, культура, религия нет, а напротив — с раннего детства поощряются беспорядочные половые связи; книги запрещены; такие слова как «мать» и «отец» являются ругательствами.
“Обоснование сомнительными причинами того, во что веришь по другим сомнительным причинам — вот как надо определить философию.”
Думаю, многих читателей искренне удивят именно диалоги героев романа, из которых мы узнаем, как поражены юные студенты тем фактом, что раньше люди росли в семьях, жили под одной крышей; как свежие маргаритки искренне недоумевали по поводу отсутствия пропаганды сексуальных связей среди детей; как юнцы кривили лица, слушая рассказ материнской ласке и заботе, считая это дикостью, глупостью и мракобесием.
В книге изложены события из жизней нескольких человек, именно тех, кто выбивается из общей массы: красавица Линайна, неблагонадежный Бертран, дикарь Джон, который родился естественным путем, его мать — опустившаяся алкоголичка и наркоманка.
“— Предпочитаю быть самим собой, — сказал он. — Пусть хмурым, но собой. А не кем-то другим, хоть и развеселым.”
Не желая того, герои все же не вписались в общество, прослыли неблагонадежными, врагами общества, изгоями, а не просто чудаками и фриками. Просто пытаясь жить по своим личным критериям правды, добра и истинны, герои сами себя и обрекли на жизнь среди этой своей правды. Теперь они отшельники. Главноуправляющий Монд произносит великолепные слова о том, что имей один из персонажей хоть крупицу смысла, он бы понял, что наказание его является, по существу, наградой. Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему-либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в их обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что-то представляет.
Желая создать идеальное общество, люди превратили его в пародию, недоразумение, нечто уродливое и ненормальное. Продавая людям стабильность, спокойствие, кучи пестрых вещей, воспитывая их в вере того, что человек — кусок мяса, такая же вещь, пестрая тряпка как и то, что они покупают, главноуправляющие приближаются к цели создать счастливое общество, однако, сами при этом начинают сожалеть и скучать по нормальной человеческой жизни.
В завершение статьи хочется отметить особенную простоту языка и легкость, стремительность при прочтении данного произведения. Даже несмотря на обилие научных терминов, углубленность в разнообразные технические процессы, книга идет «на ура», поглощается за пару-тройку суток, даря возможность поглядеть на свою жизнь со стороны, ужаснуться, сделать некоторые выводы и более не допускать былых ошибок. Вдохновляет и окрыляет.
П.С. По прошествии 30 лет автор пишет книгу «Возвращение в дивный новый мир», в которой рассуждает о том, насколько же близко общество приблизилось к описанному им в книге. При этом делая неутешительные выводы по поводу чрезмерно большой скорости деградации и планомерного ухода в небытие как в духовном и моральном, так и в материальном аспектах.
Читайте на здоровье и развивайтесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий