среда, 25 декабря 2013 г.

Категорически рекомендую. “Смерть Ивана Ильича” Л.Н.Толстой


“Он плакал о беспомощности своей, о своем ужасном одиночестве, о жестокости людей, о жестокости бога, об отсутствии бога”
Повесть эта считается одним из знаменательнейших произведений Толстого, вершиной в области малой литературной прозы писателя. И не даром. «Смерть Ивана Ильича» в действительности обладает многими достоинствами, впрочем, какими и всегда: глубокое проникновение в характеры героев, тонкое описание их душевных метаний, опять же, постановка серьезных философских вопросов,  критика лицемерия «среднего» человека, его глупых желаний, изобличение праздного существования.


Повествование начинается с диалога нескольких судебных служащих. Они узнали о смерти своего коллеги Ивана Ильича и теперь у каждого в голове возникает рой мыслей: собственное повышение или возможность продвинуть по служебной лестнице родственника, что станет концом семейных дрязг; радость от того, что умер другой, а не ты сам; досада по поводу необходимости принести свое «глубочайшее сочувствие» семейным покойного, которые живут далеко; воспоминания о самом Иване Ильиче, его семье и доме. И, что ни разу не удивляет, не дав как следует поразмыслить об этой трагедии, да нарадоваться от осознания собственной удачливости, стремительная мысль переносит бюрократов в область гастрономии. Автор уже в данном отрывке дал возможность насладиться нам своей великолепной задумкой: через посредственных, мелких, неинтересных обывателей раскрывается философская мысль рассказа о пустячности жизни и в то же время — ее величии, а также осознании этого, прощении, и обретении свободы.


Далее нам повествуют о жизни члена Судебной палаты. Такой же серой, пресной, пустой и глупой, как и у подавляющего большинства жителей прошлого, да и настоящего, чего уж лукавить. Главный герой произведения  - чиновник средних лет, совершенно ничем не выдающийся, пустой, заносчивый и поглощенный собой. Он женился без любви, был «пилим» глупой толстой женой; родил и вырастил таких же непримечательных детей, как и он сам; жил как и другие, с мыслью о том, что «не должно быть хуже, чем у остальных»; интересовался тем, что модно, занимался тем, что модно, любил и презирал то, что модно/не модно. Так и прошли полвека его убогой — в духовном плане — жизни, покуда он вдруг не заболел по случайнейшему стечению обстоятельств.


Иван Ильич мучается неделю, но вот вдруг понимает, что жить ему осталось очень немного. После долгих дней раздумий, обид, злобы и досады, чувствуя приближение смерти, Иван Ильич понимает, что всю свою жизнь он заслонял свое сознание от идеи смерти, да и от самой жизни тоже. И теперь, когда он живет лишь ожиданием собственной смерти, он приходит в неподдельную ярость, когда кто-то высказывает надежды на его скорое выздоравление, ведь это только продливает ложь. Однажды, ведя удивительный разговор в самой глубине своего "я", Иван Ильич внезапно осознает потрясающей ясностью, что он плохо умирает, потому, что плохо жил. Вся его жизнь была неправильной. Чувствуя приближение смерти, он осознает, что у него еще есть время. Он начинает понимать, что он не один - все живые существа должны умереть. Он открывает новые для себя чувства - сострадание, нежность  и любовь. Перед самой смертью своей он радостен, бесстрашен и спокоен, он принимает смерть и жизнь тоже, он прощает своих близких и себя самого. Он полон любви, он ожидает конца и с благодарностью его принимает. И сам знает, что и там, куда он стремится, он также желанен, что его примут и полюбят.


Эта повесть о простой, обыкновенной, но и о страшной истории жизни. "Смерть Ивана Ильича" - не только литературный шедевр, но еще и очень эффективный урок. Данное произведение заставляет нас, читателей, уже не презирать героя, а сочувствовать ему, так же как и он сам, осознает, что жизнь такую и жизнью назвать нельзя было. И чем далее больной уходит в свои воспоминания о потраченном впустую времени, о безликом на самом деле существовании, и чем сильнее корит он себя, и чем более одиноким себя он чувствует, тем кардинальнее меняется наше отношение к нему. И страшнее становится от осознания того, что это не просто случайный человек, случайная семья. Это история тысяч людей, десятков поколений, которые живут таким образом. И страшно подумать: «А что, если моя семья не исключение, и друзья, а может и я сама?».
“А что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была «не то»? ”
Иван Ильич — один из миллиона, такой же как все. Но ему удалось большее, чем множеству остальных таких же мужчин и женщин, которые подобным образом мыслили и жили, однако, не все из которых смогли также, как и герой, окинуть взглядом свою жизнь, такую, которой она и была, без всяких прикрас. И все-таки сделать свой главный, последний выбор: признать ее и полюбить, либо возненавидеть.

“И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.”


Комментариев нет:

Отправить комментарий