«Собачье сердце» — фантастическая повесть русского классика, в которой с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, законы развития общества. Думаю, множество людей знакомы с данным произведением и знают, о каком преображении идет речь в книге. Но, несмотря на то, что «Собачье сердце» не будет ни для кого книжной новинкой, я с удовольствием напишу о нем, задавшись одним-единственным, но очень важным вопросом: получилось все-таки у профессора создать настоящего человека?
Сюжет повести происходит в предрождественской Москве в 1924 году. Всемирно известный ученый профессор Филипп Филиппович Преображенский задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников. В качестве подопытного животного оказался бездомный пёс Шарик. Целью данной операции было омоложение, однако, результаты операции превосходят ожидания — Шарик принял человеческий облик. Но произошло не только физическое, но и психологическое очеловечивание, хотя и совсем не с хорошей стороны. Да, с научной точки зрения результат получился неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам.
Психологически это существо могло называться человеком — у него нормально функционировала нервная система; на должном уровне были развиты высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление. Однако, являясь подобием человека как существа разумного, мог ли Шариков называться человеком с моральной, духовной точки зрения? С каждым днем Шариков все больше и больше впитывал в себя атмосферу той эпохи, общаясь с людьми, работая в коллективе, пытаясь подражать всем и во всем, выбиться в люди, быть не хуже других. Но он не мог понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Его неумеренные аппетиты во всем и вопиющая наглость привели к тому, что его все начали ненавидеть и презирать, что вполне естественно: он пил, буянил, ругался, жаловался, мстил, унижал, воровал, приставал к прислуге. Разве можно назвать такое существо Человеком?
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле так и происходит — Шариков не применяет абсолютно никаких усилий. Он не развивается; он все больше и больше деградирует, разрушая не только себя, но и жизни других людей. И здесь мы можем задаться с вами вопросом, дамы и господа: а что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.
Вечная проблема лучших умов России — взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа — над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-ые годы. И именно чрезвычайно тонкая, колкая, бьющая в самое сердце сатира помогла Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Едкая сатира писателя — это то оружие, которым он сражался со швондерами и шариковыми, и талант писателя делал это оружие особенно опасным. Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления: стукачества, доносительства, которое, в свою очередь, высвобождает самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Это дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными.
Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем также могут появиться в результате такого рискованного, огромного по масштабам и очень опасного эксперимента. Попытка создать новое общество насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу, ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе — это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. А профессор просто не хотел понимать, что нарушать законы природы ни в коем случае нельзя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий