“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений, наполненный духом романтизма рассказ "Старуха Изергиль". В данном рассказе отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии, воспоминаниям о которой писатель посвятил свои ранние произведения. В них он наиболее сильно отразил свое восхищение цельной и сильной человеческой личностью, в них он поднимал тему свободного человека, связывая это явление с такими понятиями, как «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Итак, приступим к разбору сюжета. Композиция рассказа довольно необычна и сложна. Она такова, что повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части. Можно сказать даже, что Горький пишет три рассказа в рассказе: легенду о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенду о Данко. Все три истории различны, но каждая из них целиком подчинена одной цели — наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Также посредством этих «трех новелл» автор ищет ответ на вопрос «о смысле жизни». Легенда о Ларре повествует о жизни необычного молодого мужчины — сына женщины и орла. Он весьма горд и спесив, но не только этими недостатками «красен». Герой убивает девушку из своей общины, из-за чего его изгоняют из деревни и в наказание приговаривают к вечной жизни в одиночестве. Вторая часть произведения биографична. Мы остаемся один на один с самой старухой, имя которой Изергиль. Женщина рассказывает нам о своей жизни: калейдоскоп любовников, жизнь, полная приключений и путешествий — каждый ее день был наполнен до краев и впечатлениями, и испытаниями, и яркими чувствами... Но познакомившись со старухой ближе, мы непременно задаемся вопросом: «А был ли смысл в этой пестрой жизни, или душа героини, несмотря на все дары судьбы, так и осталась пустой?
Третья история посвящена славному парню Данко, который обладал таким отважным и добрым сердцем, что решил помочь своему народу и самостоятельно вывел испуганных и отчаявшихся людей из страшного леса. Но и поплатился за это. Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «...каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры... А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям...» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса. Но отблагодарил ли кто-нибудь героя за его подвиг? Автор поднимает в легенде тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на героя с упреками и угрозами. В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Изергиль, рассказавшая эти легенды, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в ее жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, и сейчас не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.
Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма — в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Фраза «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала афоризмом. Однако нужно вдумчиво перечитать рассказ «Старуха Изергиль», чтобы понять, что такое настоящий подвиг.
Во всех образах (эпизодических и главных), представленных Горьким, мы моем увидеть проявление народного характера рубежа веков, его слабые и сильные стороны. Мы ощущаем резкое противопоставление двух героев притч благодаря использованию романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), гиперболизированному изображении героев ( «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»). Изображение красочных пейзажей также имеет огромную художественную ценность — оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает «быль» и «сказку». Но более всех красочным и глубоким остается образ старухи Изергиль, который максимально приближен к образу «человека, живущего среди людей». Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

“Старуха Изергиль” читать книгу (ссылка 1)
“Старуха Изергиль” читать книгу (ссылка 2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий