Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.

Рекомендуемое мной произведение «Киевские типы» — это ряд физиологических очерков, описывающих типические образы городских обывателей, которые освещают читателю такое явление, как мещанская жизнь. Данные миниатюры не отягощены сюжетом; они имеют иное предназначение — высмеять типичных представителей типичного существования начала 20 века. Отличительной чертой этих очерков является то, что они представляют собой итог определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала. Этому способствовала тщательная наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным, а иногда и деклассированным, брошенным на дно жизни людям. Уже самим выбором объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый человек, независимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет право на внимание. В «Киевских типах» наряду с представителями среднего класса фигурирует босяк и вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и увлеченно. Сами же типажи не потускнели по прошествии более, чем века, а наоборот — остались такими же свежими, пестрыми, задорными и актуальными.
В данном цикле рассказов читатель может открыть для себя такие типы обитателей большого города, как Лжесвидетель, Днепровский мореход, Заяц, Бенефициант, Пожарный, Ханжушка, Певчий, Студент-драгун, Квартирная хозяйка, Будущая Патти, Доктор, Художник, Босяк, Поставщик карточек, Вор, Стрелки, а также не только повеселиться, знакомясь и наблюдая за перипетиями двухстраничных жизней колоритных персонажей, но и найти в них своих знакомых, друзей, соседей, коллег и даже самого себя, что при правильной организации досуга играет уже не только развлекательную, но и воспитательную роль в жизни читателя. Ведь как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира: в сынках богатых родителей было воплощено все духовное убожество паразитической среды, в представителях золотой молодежи показана все их ничтожество, лень, тунеядство и чванливость, равная их невежеству; далее писатель рисует нам образ декаденствующего художника, отвергающего все и вся, а на деле оказавшегося посредственным и бездарным; также изящно им высмеиваются и иные «имущие» — доктор, квартирная хозяйка, заяц — вереница людей, все мелочное существование которых подчинено одной задаче — выколачивать деньги; людей, у которых нет ни тени любви к своему делу.
Меткость рисунка, сочность красок отличают серию «Киевские типы», в которых проявилась большая зоркость и наблюдательность Куприна. Следует отметить, что в «Киевских типах» еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Его зарисовки киевской жизни имеют совершенно ясную острую социальную направленность и, несмотря на то, что он так колко, язвительно, порой даже ядовито высмеивает некоторых персонажей, мы можем увидеть, что его очерки все же проникнуты глубокой симпатией к простому человеку. Данные «купринские» очерки имеют действительно всероссийский характер, в этом-то и состоит их сила.
Комментариев нет:
Отправить комментарий