вторник, 27 мая 2014 г.

Рождение Освальда Шпенглера

Oswald-Spengler

Продолжая писать поздравительные статьи, пользуюсь случаем и пишу об очередном имениннике — немецком философе-идеалисте, представителе философии жизни, публицисте консервативно-националистического направления Освальде Арнольде Готтфриде Шпенглере. Идеи, провозглашаемые им, а также его философия весьма оригинальны, но,тем не менее, могут найти отклик в сердцах и умах людей. Поэтому я считаю, что как для общего развития, так и с воспитательной целью вы должны ознакомиться с творчеством немца.

Философия жизни

Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера было своеобразие мировых культур. Каждую эпоху и ее культуру он рассматривал, словно отдельный живой организм, как неповторимую органическую форму, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мирСредние векаНовое Время». Он предлагал другой взгляд на мировую историю: независимые друг от друга культуры, к которым Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую, проживающие, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Уникальность каждой культуры, по его мнению, обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д. Он считал, что обнаружил единство судьбы мировых культур: каждая из них проходит одну и ту же последовательность фаз развития, основные черты которых тождественны; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других, а также имеют один для всех конец — атеизм, материализм и урбанизацию.

Урбанизация

Культуры, по мнению Шпенглера, возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены. В своих философских размышлениях Шпенглер сообщил западному миру, что тот неудержимо клонится к закату: по его убеждению, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.

Пруссачество и социализм

Шпенглер негативно относился как к социалистическим идеям, так и к национал-социализму. Однако, широко распространял свое видение такого явления, как социализм. В своей работе «Пруссачество и социализм» он писал об особом виде социализма, свойственном только немцам, который заключается в прусском государственническом духе, немецком коллективизме и стремлении к расширению границ. Такое свойство немецкого духа философ называет «истинным социализмом», отвергая социализм как идеологию левого толка.

Культурология

Комментариев нет:

Отправить комментарий