Это тонкая, ироничная история блистательной, умной актрисы Джулии Ламберт, отмечающей «кризис середины жизни» романом с красивым молодым мужчиной. Запомните имя той, которая не даст вам покоя в течении всех дней и ночей чтения данного произведения. Все остальные персонажи романа нужны Моэму постольку, поскольку. Они лишь фон. Роман же — о Джулии и только о ней. Она — главная ценность романа, его смысл, сюжет, тема и идея в одном довольно привлекательном лице.
Жизнь ее удалась, но как женщина она не может назвать себя счастливой: у нее хороший муж, но он слишком холоден и сдержан, сын вырос и уехал из отчего дома. Свои чувства она проявляет преимущественно на сцене, более того, грань между сценой и жизнью у Джулии Ламберт практически прозрачна. Она не живет, она играет, с тщательностью продумывая каждое движение, фразу, жест. Однако, неожиданно в ее жизни появляется бедный молодой бухгалтер Томас, от которого она теряет голову. Но вскоре эти отношения перестают радовать актрису, она замечает, что о ней начали судачить и смеяться за спиной, более того, она поняла, что ее возлюбленный охладел к ней, завел себе новую подружку — бездарную актриску — которую пытается устроить в театр с помощью протежирования Ламберт, да и сам парень использует успешную даму как билет в жизнь богемы и аристократии. Именно это становится последним ударом для Джулии. Несмотря на то, что героиня справилась с навалившимися проблемами, в конце романа Джулия, разочаровавшаяся в искренних чувствах, произносит: «Говорят: игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Однако, мы не можем сказать, что данное произведение закончилось на драматичной и напряженной ноте. Главная героиня «Театра» — шикарная женщина, победительница по жизни и иначе, как триумфом главной героини, данное произведение не могло закончиться.
В данном романе Моэм раскрывает все грани публичной жизни, показывает насколько это тяжкий труд — быть артистом. Как писал Шекспир: «Вся жизнь-игра, а люди в ней актёры». Моэм в романе «Театр» отображает всю суть и глубину знаменитого афоризма. Но автор не учит, не морализирует, а просто показывает, раскрывает истину. Произведение это очень легкое, позитивное, смешное, не без драмы, конечно, и кажется от этого простым как пареная репа с огурцами. Но это не так, господа. Любимый писатель поколений, Моэм прячет за внешней легкостью и непритязательностью письма головокружительные глубины. «Театр» — это роман о художнике, а не о том, как стареющая актриса завела молодого любовника, который пользовался ей. «Что есть художник?» — спрашивает Моэм. И отвечает: художник есть инструмент для выражения невыразимого. Трансформатор, в котором на входе — жизнь, а на выходе — шедевр. Поэтому Джулия старается сделать шедевр даже из собственной жизни и собственной любви. Она постоянно играет, но ее игра не имеет ничего общего с притворством и лицемерием.
«Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала», — лишь в финале романа, на гребне своего триумфа Джулия понимает, что это был величайший в ее жизни комплимент, сделанный ее обиженным сыном. Художник просто не может позволить себе роскошь быть самим собой, ведь он является жрецом бога, чудовища, постоянно требующего жертв, — Искусства.
А может, и не так всё было: Моэм допускает кучу вариантов, спорить — не переспорить. Как и в случае с пресловутой шекспировской фразой. Оказывается, если сесть и хорошенько подумать, что имел в виду Шекспир, становится страшно. Или наоборот — открываются такие головокружительные перспективы человеческого бытия, что дух захватывает...

“Театр” читать книгу (ссылка 1)
“Театр” читать книгу (ссылка 2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий