У Александра Ивановича множество замечательных новелл, из которых я не могу выделить особенно великолепных, так как все произведения одинаково прелестны и одинаково любимы и дороги мне. Итак, в чем же причина моего столь трепетного отношения к творчеству данного писателя? Сейчас я с превеликим удовольствием отвечу на этот вопрос.
Куприн-прозаик работал над особым типом повествований: над небольшими, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающими не события и отношения, а состояние человеческой души рассказами и повестями. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама. Молодой писатель все «трактовал с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Но в чем же та чарующая сила купринских образов? Чем они так цепляют читателя, что хочется возвращаться к ним раз за разом? Все предельно просто. По Куприну, естественное состояние человека лишено противоречий, оно органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. И персонажи, созданные классиком, сочетают в себе именно такие особенности личности. Да, его герои совершенно разнообразны: крестьяне, барышни, дети, старые графы, помещики, невежественные буржуи, рабочие, представители маргинального общества, интеллигенты, добропорядочные граждане. Но все они в той или иной мере страдают, то самоотрекаясь ради любви, жертвуя собой во имя какой-то надличностной ценности, страдают, вынужденные скрываться от жестоких людей, от равнодушия своих близких.
Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Именно эти особенности его творчества и создавали тот особый пафос, сочетающийся со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность. Но и в мрачных картинах были блики света.
Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души.
Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся», наверное самом известном и прекрасном произведении писателя. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Но счастливой она не стала, потеряв свою любовь. Куприн стремился показать явные преимущества «естественного человека», в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы «Лидочка», «Локон», «Детский сад», «В цирке» — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
Из этой же категории рассказов, повествующих о гниении буржуазного общества, находится и его интреснейшая работа «Поединок», в которой Куприн расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту. Именно в «Поединке» автор показал читателю первые черты разложения и нравственного упадка всего социального строя. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
Однако не одними социально-психологическими произведениями Куприн красен. В его более поздних работах чувствуется явный интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В его творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты,звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
Но также нельзя не отметить его произведения моей любимейшей категории — рассказы о любви. Куприн пишет об этом неземном чувстве с присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии людей. Очень часто это новеллы о большой неразделенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». «Психея», «Колесо времени», «Жанета», «Последний дебют», «Лунной ночью», Дознание«, «Куст сирени», «Безумие», «Картина», «Страшная минута», «Странный случай», «Нарцисс», «Первый встречный» — все эти миниатюры рассказывают нам истории брошенных женщин, обманутых мужчин, больных умов, совершенно неописуемых и нереальных обстоятельствах, о благородстве, искренности и чистоте чувств, о вечной любви, предательстве, лжи, о трагедиях и страданиях обычных мужчин и женщин, таких, как мы с вами.
Куприн — признанный мастер короткого рассказа, автор десятков замечательных повестей и рассказов. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Куприна. Однако Александр Иванович не был фантазером и идеалистом, все его идеи, нравственные ценности, мысли, все его художественное мастерство берет истоки в глубоком знании жизни. Он любил и принимал жизнь такой, какая она есть, и впитывал ее всем своим существом. Поэтому его произведения так реалистичны и в тоже время столь завораживающие, поэтому созданные Куприным образы настолько живые, что мы сопереживаем им как близким людям. Читайте, господа, потрясающие работы русского писателя и радуйтесь жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий