Прежде, чем вы возьметесь за прочтение непосредственно текста, увидите занимательный подзаголовок «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя». В этих словах непосредственно выражено авторское отношение к «руководящим работникам». Они выражают авторскую позицию. Представителями бюрократизма в повести выступают близнецы Кальсонеры, олицетворяющие собой крайне распространенный в 20-е годы тип руководителя, слепую, могущественную в своем автоматическом безумии силу бюрократической системы. Им совершенно не важно, да и не известно, чем занимается организация, в которой они функционируют; везде они развивают бурную деятельность, но она, к сожалению, не затрагивает сути дела. Однако же вернемся к сюжету повести. В данном произведении речь идет о некоем делопроизводителе Короткове, которого уволили со службы при самых нелепых обстоятельствах. В этом горе он винит советскую бюрократическую машину, которая морально калечит/мучает/уничтожает ни в чем не повинных людей. Данный механизм главный герой сравнивает с дьявольской силой. Уволенный служащий, не сумев справиться с этой силой и проиграв в столкновении с ней, сходит с ума от отчаяния и он плохо кончает.
Главная проблема «Дьяволиады» — это обывательщина и бюрократизм, которые представлены в произведении угнетателями человеческой личности. Издержки бюрократизма, показанные в произведении, доведены Булгаковым до предела. И данное явление представлено не только в содержании, но и в его форме: автор не случайно отказывается от прямого комментария событий, ведь ему важно показать абсурдность мира, построенного на формальных отношениях. Благодаря этому приему мы может проследить, как в воспаленном сознании героя отражается действительность, комически жуткая в своем алогизме.
Интересно то, что обстоятельства из жизни «маленького человека» Короткова созданы, вероятно, под вдохновением от одного громкого московского дела, которое печаталось во всех журналах и газетах того времени. При похожих на книжные обстоятельствах погиб некто П. Кротов, глава липового малого торгового предприятия. Этот субъект отстреливался от преследовавших его милиционеров из нагана, а затем, теснимый снизу и с крыши, выбросился из окна третьего этажа и, тяжелораненый, был добит агентами. Ранее он был признан «психически неполноценным» и уволен с должности начальника Костромской исправительной колонии. Но в отличие от этого мошенника, герой повести Коротков никаких преступлений не свершал, а его сумасшествие — следствие неспособности выбраться из бюрократического лабиринта.
В Булгаковских произведениях сатира очень тесно переплетается с какими-то сверхъестественными силами, часто переходящими даже в фантасмагорию. И «Дьяволиада» не является исключением. Но кроме вышеперечисленных качеств необходимо отметить, что есть в ней нечто такое, чего уж нынешний-то читатель не может не оценить по самому высокому счету. Во-первых, история героя, «нежного тихого блондина» Короткова, рядового винтика бюрократической машины, который в какой-то момент потерялся среди ее шестеренок и приводов и пытался вновь зацепиться за общий ход, позволяет увидеть и едва ли не физически ощутить беззащитность и бессилие обыкновенного человека перед могуществом самородящегося и самонастраивающегося бюрократического аппарата. Во-вторых, она приводит к очень важной и безусловно верной мысли, что опасно для общества не столько существование этого аппарата, сколько то, что люди привыкают к системе отношений, которые им насаждаются, и начинают считать их естественными, какие бы фантастически уродливые формы они ни принимали. Однако же нам необходимо осознать, что в сущности даже не этот маленький чиновник, хоть он и центральная фигура, а сама машина, ничего не производящая и только энергично жующая свою бумажную жвачку, и есть главное действующее лицо повести. Ее кипучая утробная жизнь, смысл которой не поддается разгадке, словно в ускоренных кадрах какого-то сумасшедшего фильма, проносится перед глазами читателя.
«Дьяволиада» — очень интересное произведение, обладающее массой достоинств. И даже несмотря на то, что в свое время и автор, и его друзья, и ряд писателей, критиков, литературоведов оценивали данное произведение как неглубокое и слишком спутанное, я могу уверенно сказать, что это хорошая повесть и прочитав ее, вы не потеряете время даром. В «Дьяволиаде» много увлекательной, самозабвенной игры в фантастику, экспериментов со словом и сюжетом, следования классикам сатиры и Гоголю в том числе; здесь же есть неповторимый стиль, точные, пестрые и неповторимые фразы, обороты, задорные словечки, и даже черный кот с фосфорическими глазами, предвещающий роман «Мастер и Маргарита». В этой повести уже виден самобытный прозаик с даром замечательного рассказчика-сатирика. Поэтому и только поэтому, дорогие друзья, я и рекомендую категорически данное произведение. Читайте-читайте-читайте и будьте счастливы! Оревуар.
“Дьяволиада” читать онлайн (ссылка 2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий