“Всю свою жизнь я стремился к прекрасному и буду стремиться до самой смерти.”Из нобелевской речи Кавабаты
К сожалению с опозданием на один день я поздравляю с рождением выдающегося японского писателя, офицера французского ордена искусств и литературы (1960), лауреата Нобелевской премии по литературе (1968) Ясунари Кавабата. Многим книголюбам может быть неизвестно имя этого писателя, однако, одно из его великолепнейших произведений входит в школьную программу по литературе для старшеклассников. Так что лелею надежду, что кто-то и знает его.
Итак, чем же так примечателен данный человек и его творчество в частности? Работы Кавабаты имеют свою особенность - они глубоко укоренены в национальной художественной традиции Японии, в них наибольшее значение придается именно подтексту, недосказанности и суггестивности, но в то же время автор свободно использует приёмы современной литературы. К основным сочинениям японского писателя относятся романы «Тысячекрылый журавль», «Снежная страна», «Старая столица» и «Стон горы», своей же ключевой работой сам Кавабата считал роман «Мэйдзин».
Писатель обучался в гуманитарном университете и уже во времена студенчества благодаря работе в литературном журнале попал в поле зрения известных писателей и редакторов, включая и непревзойденного Кана Кикути. Признание же начало приходить к Кавабате вскоре после окончания университета и публикации ряда рассказов, среди которых самым выдающимся на тот момент считалась повесть «Танцовщицы из Идзу». Это повесть о молодом грустном парне, танцовщице и их взаимоотношениях, посвященная зарождению полового влечения и молодой любви. Данное произведение стало знаменитым именно потому, что писатель добавил в повесть элементы грусти и даже горечи, чтобы сюжет не казался слишком слащавым. Большинство из поздних произведений Кавабата также обращались к подобным темам. Но вначале своей литературной карьеры писатель по большей части экспериментировал с разными стилями письма. В романе «Весёлые девушки из Асакуса», который выходил отдельными выпусками в 1929—1930 годах, писатель обращается к жизни куртизанок и других персонажей за чертой добропорядочного общества. В этом стиле угадывается эхо литературы эпохи позднего Эдо. С другой стороны, «Видения в хрустальном шаре» — чистый поток сознания. сам Кавабата отмечал, что как и ранняя смерть родственников, так и война сильно повлияли на его творчество. Он говорил, что после войны сможет писать только элегии. Однако, несмотря на эти заявления писателя, критики не замечают особых тематических различий в произведениях до и после мировой войны. Следует упомянуть и еще одну довольно занимательную особенность произведений японца: Кавабата оставлял открытую развязку для многих своих книг, что иногда раздражало читателей и критиков. Но это был сознательный ход, поскольку автор считал нюансы описанных событий важнее, чем выводы. Он сравнивал свой стиль письма с традиционной японской формой поэзии — хайку.
Один из самых знаменитых романов Кавабата — «Снежная страна». Книга начала издаваться в 1934 году и выходила отдельными выпусками до 1947-го. «Снежная страна» — откровенный рассказ о любви между токийским дилетантом и провинциальной гейшей. Действие романа происходит на термальном курорте где-то на севере Японии. Роман сразу же приобрёл репутацию классического. После его публикации Кавабата стал считаться одним из самых выдающихся писателей Японии. После Второй мировой войны Кавабата продолжал с успехом публиковаться. Среди его произведений «Тысячекрылый журавль», «Стон горы», «Спящие красавицы», «Красота и грусть» и «Старая столица». Сам автор, как я уже упоминала, считал лучшим своим произведением книгу «Мэйдзин» («Мастер игры в го»). По стилю эта повесть сильно отличается от других работ. Это полудокументальный рассказ о выдающейся партии в го, которая состоялась в 1938 году. Кавабата сам освещал ход игры в газете Майничи. Это была последняя партия Хонимбо Сюсая, которую он проиграл молодому претенденту. Через год старый мэйдзин умер. Хотя на первый взгляд повесть рассказывает о напряженной спортивной борьбе, критики усматривают в ней символическую параллель с поражением Японии во Второй мировой войне. Две самые значительные послевоенные книги писателя — «Тысячекрылый журавль» и «Стон горы», написанные в период меду 40-ми и 50-ми годами. Центральными темами данных книг являются японская чайная церемония и безответная любовь, также в них встречаются темы неявного инцеста, невозможности любви, неминуемой смерти.
Однако Кавабата занимался не только художественной литературой. Он также работал репортёром в газетах, в том числе и в известной «Майнити симбун». Хотя писатель отказывался участвовать в милитаристской лихорадке на протяжении Второй мировой войны, он не особенно интересовался также послевоенными реформами. Что касается иных видов деятельности, в частности общественной, то как президент японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 год, Кавабата способствовал многочисленным переводам с японского языка на языки Запада. В 1968 году Кавабата первым из японских писателей получил Нобелевскую премию по литературе «за мастерство рассказа, которое с необычайной чувствительностью выражает сущность японской души». Вручая премию, Нобелевский комитет отметил три повести: «Снежная страна», «Тысячекрылый журавль» и «Старая столица». В 1974 году издательством «Синтёся» учреждена литературная премия имени Ясунари Кавабаты.

Комментариев нет:
Отправить комментарий