среда, 18 июня 2014 г.

Категорически рекомендую. “Трамвай Желание” Теннесси Уильямс

«Если бы у нас был национальный репертуарный театр, то эта пьеса, без сомнения, была бы среди тех немногих, которые достойны занять в нем постоянное место. Сила ее воздействия особенно велика потому, что это, по существу, единственная пьеса, которая говорит и о личности, и об обществе и целиком является порождением нашей сегодняшней жизни».
Гарольд Клермен
“Трамвай Желание” - это классика американского театра, сильая и глубоко психологическая драма американского писателя Теннесси Уильямса, за которую он был удостоен Пулитцеровской премии (1948), а в 1952 году выдвигался на соискание премии «Оскар» как лучший сценарист за её адаптацию для киноэкрана. В которой, к слову, играла неподражаемая Вивьен Ли.

Бланш Дюбуа

Герои пьесы - люди, утратившие волю к жизни и уходящие в воображаемый мир своих почти безумных фантазий. Они живут на грани сумасшествия и гибели - и достаточно одного толчка, чтобы они вышли за эту грань. Таковы они, главные герои великолепной пьесы, в равной степени захватывающей читателя не только потрясающим, неожиданным сюжетом, но и мощным влиянием истинно уильямсовского слова - безжалостного, смелого, метафоричного, служащего идеальным инструментом для построения самых изощренных и эксцентричных смысловых конструкций. В этой пьесе схвачена драма смятенного человека, порожденная всем укладом жизни в обществе. Главной темой произведения является крушение хрупкой внутренней человеческой красоты и ее несовместимости с жестоким ординарным миром «массового человека».

Трамвай Желание
Место действия пьесы — убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то «пропащее, порченое». Именно сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач, невзгод, компромиссов и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище — устроить себе передышку у сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальского. Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе — словно её ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе — Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.

Пьеса Теннесси Уильямса

За те десять лет, что Стелла живёт отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его ещё называли «Мечтой». Стелла сочувствует сестре, а вот её муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки. Стэнли — антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский — человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными запросами — он «ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное... ему нечем козырнуть перед людьми, кроме грубой силы», он животное, не замечающее и даже сознательно презирающее все человеческие ценности, “он – тот маленький человек, о которого разбиваются все попытки создать более разумный мир, к которому должны привести нас мысль, сознание и более глубокая человечность…. Его интеллект создает почву для фашизма, если рассматривать последний не как политическое движение, а как состояние бытия». Символично его первое появление на сцене с куском мяса в обёрточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Витальный, грубый, чувственный, привыкший во всем себя ублажать, Стэнли похож на пещерного человека, принёсшего подруге добычу.

Трамвай Желание

Но случается и что-то хорошее в этом убогом мире Ковальских: Бланш знакомится с приличным молодым человеком, который влюбляется в нее и хочет даже взять ее в жены. Но сбудутся ли мечты пропащей женщины? Ведь чаянное счастье такое хрупкое, и может рассыпаться как карточный домик на ветру. Да и не все хотят, чтобы главная героиня стала счастливой… Стэнли не нравится новоиспеченная родственница, он считает ее высокомерной, избалованной, промотавшейся и гулящей женщиной, к тому же таит большую обиду на нелюбимую родственницу - подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное ею в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным и советует Стелле уйти от него, молодой мужчина еще больше настораживается, но уже напоминая не обиженного человека, а зверя, готовящегося к прыжку. И с его же подачи все узнают правду о старшей сестре: и что она путалась с кем попало, и ее милостями пользовались не лучшие из мужчин, и не было им числа, что и возраст у нее куда более солидный, чем она говорила, и пила она много, из-за чего ее выгнали из школы, и вела она бестолковую, трудную, несчастную жизнь… Вот и раскрыта страшная правда о женщине, у которой нет будущего. И что теперь? Теперь ее уничтожат окончательно. А ей только и остается, что покорно идти за своим последним проводником со словами: «Не важно, кто вы такой... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного».

Бланш Дюбуа

Пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание» стала первой «серьезной» американской драмой, получившей мировое признание, обойдя все сцены мира. Как во всяком классическом произведении, с годами в пьесе открываются новый смысл и значение. Именно она определила на долгие годы вперед темы, мысли и идеалы не только автора, но и других писателей, их читателей и всех американцев того времени. За прошедшие годы многое изменилось в обществе, литературе, театре Америки и мира в целом. Неизменным осталось одно – величие драмы Уильямса. О его пьесе спорили, писателя восхваляли, уничтожали, называли гением, хоронили заживо - все было, и только «Трамвай «Желание» с его тревожной романтикой и горькой реальностью так и остался одним из лучших американских произведений 20 века. 
«Нет сегодня пьесы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвая «Желание», да, и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века»
Джон Саймон





Комментариев нет:

Отправить комментарий