среда, 18 июня 2014 г.

Категорически рекомендую. “Американская трагедия” Теодор Драйзер

Американская трагедия

Продолжая тему достижения американской мечты, рекомендую читателям очередное произведение Теодора Драйзера “Американская трагедия”, сюжет которого основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун. Речь в данном романе идет о мужчине, которому очень хотелось занять свое место под солнцем, но которому так и не повезло.

Роман Теодора Драйзера

«Американская трагедия» вышла в свет в середине двадцатых годов, прошедших под знаком пресловутого «процветания»; златоусты американской пропаганды вещали на весь мир о наступлении в США «золотого века». «Разве все мы не стали богачами?»—спрашивал заглавием статьи журнал «Кольерс» и отвечал: «Беден только тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких у нас имеется ничтожное количество». В эту безумную пору появилась книга Драйзера, рассказавшая правду о том, что скрывалось за фасадом показного благополучия. Она называлась сурово и просто «Американская трагедия». В ней Драйзер по-новому изобразил горести и печали жизни простого человека, которые ему всегда были близки. Впервые именно в этом романе гибель человеческой личности в Америке предстала перед писателем-гуманистом как неотвратимый результат действия законов американского общества, как проявление глубочайшей национальной болезни, национального бедствия, национальной катастрофы США, как американская трагедия. Гуманизм Драйзера в «Американской трагедии» становится более активным и социально осознанным, нежели в других его произведениях — недаром Драйзер назвал свой роман «своего рода классовым эпосом, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир».

guesscampaign32

Главный герой романа - Клайд Грифитс — сын уличных проповедников, который поступив на работу в отель, быстро понимает, что самое желанное в его жизни – это деньги и роскошь. И всеми известными путями он идет к материальному благосостоянию. Но Грифитсу “не везет”: он влюбляется “не в ту” девушку, которая вытягивает из него все те гроши, которые он успевает заработать, он дружит “не с теми” людьми, которые приобщают молодого Клайда к алкоголю и, в конце концов, делают его соучастником преступления и еще много делает “не того” и “не так”. Но все-таки главный герой не сдается и пытается выкарабкаться из той нищеты, которая была ему предрешена с рождения: он возобновляет отношения со своим богатым чикагским дядей, устраивается на работу с перспективами, знакомится с представителями “золотой молодежи” мегаполиса, влюбляет в себя дочь богача… Но не все так гладко. У Клайда много скелетов в шкафу, которые никак не дают ему жить нормально и постоянно напоминают молодому парню о том, что ему не место среди этой блестящей компании. Именно для того, чтобы навсегда проститься с прошлым, герой романа решается на страшное преступление…
Однако, у Клайда не хватило духу на его реализацию, зато помог случай, и всю вину за случившуюся трагедию возлагают на героя, что приводит к гибели Грифитса. Таков конец человека, поверившего в миф "равных возможностей": именно так трактовали советские литературоведы роман Драйзера. Такова сюжетная канва романа.

Клайд Грифитс

На мой взгляд, на самом деле дело не совсем в развращающем молодого человека капиталистическом мире. Дело, видимо, в том, что в его душе не нашлось достаточно серьезных моральных принципов, которые должны были не допустить его до всех тех подлых и мерзких поступков, которые он делал ради высшей цели. Искать причины надо не только в буржуазных идеалах и морали, которые "испортили" милого и нравственного Грифитса. Весь путь его нравственного падения и развращенности показывает, как логично он шел к преступлению. Находясь уже в тюрьме, сам Клайд не может понять: "За что?" Он совершенно растерян: разве он виноват во всем? Ведь он был страстно влюблен и даже верил сначала в общее будущее со своей “возлюбленной”. Но в конце концов, когда необходимо было решить все для себя, Клайд равнодушно покинул взвыващую о помощи, гибнущую душу. А он плыл к своей мечте, к "сладкой жизни", развлечениям "золотой молодежи", в новый круг. И не помог.

Сондра Финчли

Драйзер подчеркивал социальный характер романа: "Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как личность бессильна против нее". "Американская трагедия" при всей масштабности и многоплановости очень цельная книга, подчиненная единому мощному ритму. Впечатление мощи происходит не от фигуры героя, а от логики развития его судьбы, имя которой - Неизбежность. Художественное зрение Драйзера позволило ему разглядеть в заурядном уголовном деле трагедию судьбы. Ее трагическая предопределенность поначалу смутно, но медленно проясняется, проступая все отчетливее, и это привносит в роман драматическую напряженность. Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и вины Клайда.  Судебному разбирательству посвящена целая часть романа. Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан, и осужден, случайность смертного приговора Клайду - вот вопросы, отвечая на которые Драйзер пишет социально-психологическую летопись типично американского преступления. Наиболее мрачные страницы романа посвящены описанию "Дома смерти", куда попадает Клайд в ожидании казни.

guess_1

Во всех своих романах, и в “Американской трагедии” в частности, Теодор Драйзер рисует широкую картину нравов и быта изображаемой им эпохи, передавая данности своего времени во всех самых мельчайших подробностях, основываясь при этом на колоссальном материале, опыте, наблюдениях и фактах. Тяготея в большей мере именно к социальным темам, он выступает как художник-психолог, художник-натуралист. Взяв за основу общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики. В итоге мы видим психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений.

Роберта Олден

Открывая американцам Америку, Драйзер открывал и самого себя. Все его романы так или иначе связанны с его личным опытом, его исканиями и увлечениями, что обеспечивало нравственную достоверность расследований писателя, давало ему право на безоглядную критику государственных устоев Соединенных Государств, всех ее институтов - от семьи до суда. Писатель создавал романы, изображая "серые будни" американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране "безграничных возможностей" посредством социального анализа формирования духовного облика человека под влиянием окружающей среды. Писатель просто хотел донести всем страждущим и нуждающимся, что великим человек может быть и благодаря своим чувствам и разуму, а не только благодаря счету в банке.

Американская трагедия
“Американская трагедия” читать книгу (ссылка 1)
“Американская трагедия” читать книгу (ссылка 2)









Комментариев нет:

Отправить комментарий