Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.
Ф.М. Достоевский
«Бесы» - один из наиболее политизированных, антинигилистических, атеистически романов русской классики, написанный под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов.
Поклонники творчества Федора Михайловича Достоевского давно заметили и ощутили некую сакральную сущность романа «Бесы». Назвать это произведение пророческим – ничего не сказать. Идея написания данного романа весьма интересна: мысль о написании некоего произведения о грешниках родилась у Достоевского давно. Но задумка автора изменилась под впечатлением поразившего всех россиян политического события — «Нечаевщины». Достоевский захотел написать на скорую руку не очень большое произведение на злобу дня дабы осветить свое личное отношение к «нечаевщине». Но тема оказалась настолько глубокой и животрепещущей, что краткая зарисовка настроений и действий народовольцев вылилась в роман-идейное продолжение "Преступления и наказание", в роман с глубоким подтекстом, переплетающимися сюжетными линиями и неоднозначными персонажами. В итоге получился один из значительнейших романов Достоевского, роман-предсказание, роман-предупреждение. В «Бесах» Федор Михайлович практически угадал будущее России. Он ясно видел и с болью в душе ощущал, что методичное изгнание бесов властями из революционеров и наоборот – революционерами-народовольцами из «тиранствующих» власть имущих, рано или поздно приведет к гибели «свиного стада». Причем, к буквальной гибели – не моральной, а физической. Приведя к трагедии Кириллова и Ставрогина, Достоевский тем самым и показал единственную возможность будущего – библейские бесы приведут к смерти вопреки дарованной жизни. Можно ли изменить печальное пророчество Федора Михайловича, которое мы явно наблюдаем на протяжении последних лет, и особенно сегодня? Кто изгонит наших бесов?
Но вернемся непосредственно к самому сюжету произведения. Действие происходит в губернском городе, преимущественно в поместьях главных героев романа - Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского. Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки. На этом конфликте и замешан весь сюжет "Бесов".
Пожалуй, в этом произведении нет героев, которых можно было бы назвать положительными. Даже герои, представленные нам как либералы-интеллигенты с возвышенными душами, в сущности, являются тщеславными, потакающими своим слабостям, мечтающими о венце и образе мученика в глазах общества. Но и вот в чем соль - отношение к персонажам такое же неоднозначное и противоречивое. Относясь с невольной симпатией к умным героям произведения, в итоге понимаешь, что вся их жизнь – поза. Прямым же примером данной мысли может служить один из главных героев романа - Степан Трофимович Верховенский, который сам осознает никчемность своих потуг и находит аналогию с происходящим – библейский сюжет изгнания бесов.
Как я уже выше отмечала, роман «Бесы» выделяется своей проблематикой из ряда других произведений писателя. Если другие романы Достоевского были в основном посвящены судьбе конкретной человеческой личности (Раскольников, князь Мышкин, Аркадий Долгорукий), то в «Бесах» Достоевский впервые воссоздает портрет молодого поколения середины XIX века, его идейные и философские искания, политические амбиции и социальные устремления, при этом всем постоянно привлекая внимание читающей публики и критики шокирующим идейным содержанием. Все это было столь своевременным, злободневным, что тогдашняя молодежь, прочитав роман, сконцентрировала свое внимание на политической, памфлетной части его проблематики, стремясь отыскать в произведении свой портрет, и находила «злобную карикатуру». Некоторые литературные деятели того времени вспоминали о реакции молодежи на только что появившийся роман: «Новый роман Достоевского казался нам тогда уродливой карикатурой, кошмаром мистических экстазов и психопатией». Но по прошествии уже более полтораста лет с момента написания романа его философская, религиозная проблематика осмысливается как наиболее значительная. Сегодняшний читатель видит трагедию героев не столько в ложности их политических устремлений, которые явились следствием заблуждения духовного, сколько в утрате нравственности, в открытом предпочтении зла добру, воли антихриста - воле божией. Именно такое прочтение романа, на мой взгляд, было адекватно замыслу Достоевского.
"Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель."
.jpg)



Комментариев нет:
Отправить комментарий