Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.
Ф.М. Достоевский
«Бесы» - один из наиболее политизированных, антинигилистических, атеистически романов русской классики, написанный под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов.
Поклонники творчества Федора Михайловича Достоевского давно заметили и ощутили некую сакральную сущность романа «Бесы». Назвать это произведение пророческим – ничего не сказать. Идея написания данного романа весьма интересна: мысль о написании некоего произведения о грешниках родилась у Достоевского давно. Но задумка автора изменилась под впечатлением поразившего всех россиян политического события — «Нечаевщины». Достоевский захотел написать на скорую руку не очень большое произведение на злобу дня дабы осветить свое личное отношение к «нечаевщине». Но тема оказалась настолько глубокой и животрепещущей, что краткая зарисовка настроений и действий народовольцев вылилась в роман-идейное продолжение "Преступления и наказание", в роман с глубоким подтекстом, переплетающимися сюжетными линиями и неоднозначными персонажами. В итоге получился один из значительнейших романов Достоевского, роман-предсказание, роман-предупреждение. В «Бесах» Федор Михайлович практически угадал будущее России. Он ясно видел и с болью в душе ощущал, что методичное изгнание бесов властями из революционеров и наоборот – революционерами-народовольцами из «тиранствующих» власть имущих, рано или поздно приведет к гибели «свиного стада». Причем, к буквальной гибели – не моральной, а физической. Приведя к трагедии Кириллова и Ставрогина, Достоевский тем самым и показал единственную возможность будущего – библейские бесы приведут к смерти вопреки дарованной жизни. Можно ли изменить печальное пророчество Федора Михайловича, которое мы явно наблюдаем на протяжении последних лет, и особенно сегодня? Кто изгонит наших бесов?
Но вернемся непосредственно к самому сюжету произведения. Действие происходит в губернском городе, преимущественно в поместьях главных героев романа - Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского. Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки. На этом конфликте и замешан весь сюжет "Бесов".
Пожалуй, в этом произведении нет героев, которых можно было бы назвать положительными. Даже герои, представленные нам как либералы-интеллигенты с возвышенными душами, в сущности, являются тщеславными, потакающими своим слабостям, мечтающими о венце и образе мученика в глазах общества. Но и вот в чем соль - отношение к персонажам такое же неоднозначное и противоречивое. Относясь с невольной симпатией к умным героям произведения, в итоге понимаешь, что вся их жизнь – поза. Прямым же примером данной мысли может служить один из главных героев романа - Степан Трофимович Верховенский, который сам осознает никчемность своих потуг и находит аналогию с происходящим – библейский сюжет изгнания бесов.
Как я уже выше отмечала, роман «Бесы» выделяется своей проблематикой из ряда других произведений писателя. Если другие романы Достоевского были в основном посвящены судьбе конкретной человеческой личности (Раскольников, князь Мышкин, Аркадий Долгорукий), то в «Бесах» Достоевский впервые воссоздает портрет молодого поколения середины XIX века, его идейные и философские искания, политические амбиции и социальные устремления, при этом всем постоянно привлекая внимание читающей публики и критики шокирующим идейным содержанием. Все это было столь своевременным, злободневным, что тогдашняя молодежь, прочитав роман, сконцентрировала свое внимание на политической, памфлетной части его проблематики, стремясь отыскать в произведении свой портрет, и находила «злобную карикатуру». Некоторые литературные деятели того времени вспоминали о реакции молодежи на только что появившийся роман: «Новый роман Достоевского казался нам тогда уродливой карикатурой, кошмаром мистических экстазов и психопатией». Но по прошествии уже более полтораста лет с момента написания романа его философская, религиозная проблематика осмысливается как наиболее значительная. Сегодняшний читатель видит трагедию героев не столько в ложности их политических устремлений, которые явились следствием заблуждения духовного, сколько в утрате нравственности, в открытом предпочтении зла добру, воли антихриста - воле божией. Именно такое прочтение романа, на мой взгляд, было адекватно замыслу Достоевского.
"Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель."
Комментариев нет:
Отправить комментарий