Сегодня, душистым весенним днем родился очень интересный человек, весьма необычный писатель, мужчина, обладающий массой талантов и умеющий с успехом их использовать в жизни. Сегодня я хочу поздравить с рождением французского прозаика, поэта, джазового музыканта и певца, Бориса Виана.
При жизни он был известен как автор таких эпатажных произведений в стиле нуар, как романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мёртвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов», рассказ «Собаки, желание, смерть», ну и, конечно же, «Пена дней». Борис Виан считается классиком французской литературы, одним из значительнейших писателей 20 века. В наше время он также занимает большое место в сердцах читателей, его творчество покоряет все новые и новые поколения. Но в чем же секрет его успеха? Я знаю ответ на этот вопрос. Каждое произведение француза — будь то роман, пьеса, или стих — полон неподдельной, глубокой и беззащитной искренности, иронии, нежности, но при этом — жесточайшей пародии, трагизма, юмора, страдания и боли. В его работах кипит отроческая жажда любви к жизни; труды Виана несут в себе протест против жестокости мира.
В творчестве француза особое место занимает, прежде всего, пародия. Читателю следует обратить внимание на то, что с непривычки и романы, и рассказы писателя могут даже шокировать. Вот как, к примеру, начинается его рассказ «Золотое сердце»: «Ольн старательно прижимался к стенам домов и на каждом шагу озирался с самым подозрительным видом. Дело сделано — он похитил золотое сердце отца Мимиля. Правда, для этого пришлось слегка выпотрошить беднягу, грудную клетку, например, вспороть садовым ножом, однако не следует быть слишком разборчивым в средствах, когда представляется случай заполучить золотое сердце». Казалось бы, весьма жуткое, неприятное и циничное чтиво, но это лишь шутка — Виан говорит здесь не своим языком, он пародирует язык детективного жанра, полицейского романа.
Пародийная игра Виана имеет не случайный, а целенаправленный характер. По своему размаху она сопоставима с работами Ф. Рабле, А. Жарри, Дж. Джойса. Борис Виан пародирует все, что превратилось или только может превратиться в клише — канонические формулы любовной лирики эпохи Возрождения, стилевую манеру классицистов и поэтов-романтиков, нарочитую приземленность писателей-натуралистов, «классическую ясность» парнасцев, но с особой охотой, естественно, — современную ему литературу.
Однако пародия Виана отнюдь не ограничивается одной только литературой, она направлена также и на поведение и мышление людей. Излюбленный прием писателя — ироническая имитация всевозможных социально-языковых стилей своего времени: научного и административного, бытового и торжественного, юридического и религиозного; он пародирует рекламу и светскую хронику, деловые документы, язык должностных лиц, профессиональные жаргоны и т. п. Посредством контраста, иронии, подчеркнутого утрирования он окарикатуривает все стили и языки, как, например, стиль брачного объявления в газете: «Дюпон Леон, 49 лет; имеет хорошо прорезавшиеся зубы и элегантно выполненные прививки».
Но пародия — это лишь оболочка, прием, с помощью которого автор общается с читателем. Куда более интересна проблематика, которую раскрывает писатель в своих произведениях. «Право каждого человека на счастье» — вот, в сущности, единственное требование Виана к жизни, которое звучит буквально в любой написанной им строчке. Но более того, Виана страшит не только то, что люди вынуждены вступать в этот мир несвободы, но и то, что они свыкаются с подобным положением вещей, начинают воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Вот откуда главная задача писателя — «отстранить» неподлинную действительность, вскрыть ее нелепость, абсурдность, алогизм.
Борис Виан умер почти в полной безвестности. Молодой писатель словно выпадал из литературной жизни своего времени, поникший в свете модного в 40е и 50е годы экзистенциалистического и «нового» романов с их шокирующими экспериментами. Но вскоре после его смерти, уже через два года, о прозаике вспомнили. Виан же до сих пор остается во Франции одним из самых любимых и читаемых писателей, особенно среди молодежи. Такие его романы, как «Пена дней» и «Сердцедёр» издаются миллионными тиражами. Рассказ «Пожарные» включен в антологию «Шедевры смеха». Его произведения вошли в программы французских лицеев; они переведены едва ли не на все европейские языки. В Европе и в Америке о нем написаны десятки книг, сотни статей, ему посвящаются диссертации и международные коллоквиумы, в его честь выбита медаль. Сегодня уже нет сомнений, что Виан занял заслуженное и прочное место во французской культуре XX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий