Французский писатель Ги де Мопассан по праву считается литературным гением, мастером как крупной, так и малой прозы, писателем, который умело совмещал в своих произведениях и тему любви, и вопросы о смысле бытия, и философскую глубину, и художественное совершенство, и мощную бурлескную струю, неугасающую в течение столетий. В данном же случае я хочу порекомендовать читателю именно новеллы Ги де Мопассана, которые могут подарить вам большую радость и удовольствие. Что же заставило меня посвятить статью малым формам, и чем они так хороши? Думаю, мне удастся достаточно полно ответить на этот вопрос.
Писатель сам говорил о том, что его главной задачей как литератора является изображение «однообразного и непрерывного потока жизни». Но он настолько изящно, ярко, точно и живо изображает реальность, что она возникает перед нами не серой и однообразной картинкой, а полным и объемным, занимательным фильмом. В коротком, но емком рассказе всего лишь несколькими штрихами француз мог изобразить такие глобальные социальные проблемы, на описание которых у иных авторов уходят целые тома.
Мопассан создал целую галерею образов — жалких, трогательных, прекрасных, ужасных, трагических и комических. Все его произведения посвящены людям — обычным, простым, нормальным людям, которых ежедневно можно встретить на улице. Именно в этом и заключается реализм произведений писателя. В то же время, те тематики, которые рассматривает автор, те необычные пассажи и подарки судьбы, которые он описывает и изображает в своих работах, делают ему честь, называя новеллы Мопассана шедеврами французской литературы. Многие его произведения посвящены миру людей, которые страдают, борются за жизнь, ведут убогое существование, гибнут, разрушаемые ядом корыстолюбия, прелюбодеяния, глупости и несправедливости. Но именно изображение продажной женщины широко вошло в произведения Мопассана. Однако в его работах тема продажности намного глубже, нежели можно себе представить. Знакомясь с его работами, мы узнаем, что продают себя не только женщины, которые сделали это своим ремеслом. Тема корыстолюбия существует и вне связи с любовной темой («В семье», «Зонтик», «Туан»). He всегда она звучит комически, как в ряде случаев. Иногда Мопассан не смеется, а приходит в ужас.
Его «Мать уродов» — разбогатевшая крестьянка, специально рожающая детей-уродов с помощью стягивания талии во время беременности. Она была когда-то бурлачкой, которая искалечила первого ребенка из-за жестокой необходимости скрыть беременность. Писатель точно называет сумму, за которую молодая женщина продала дитя. И от этой будничности, осмотрительности преступление становится вдвое страшнее. Жадность денег разъела естественное и глубочайшее чувство — материнство. Даже мрачные романтические преступницы не доходили до того, к чему привела человека буржуазная рассудительная жизнь, описанная в данном произведении.
Существуют и иные новеллы, повествующие не о проститутках-животных, убийцах и моральных уродах, а о падших женщинах-жертвах, которые оказываются более благородными и человечными, нежели дворяне. В одном из своих самых известных рассказов «Пышка» через маленькую историю французской проститутки, вынужденной спать с захватчиками ее Родины и люто презираемой за это соотечественниками, автор с неподражаемым мастерством передал реальную картину событий франко-прусской войны, людей, занятых в ней с обеих сторон, их чувства, мысли и поступки.
Но следует отметить, что Мопассан не только художник смешных или, наоборот, мрачных сторон бытия. Немало его новелл повествуют о высоких чувствах, о неудачных и все же прекрасных человеческих жизнях. Новеллы эти часто овеяны грустью, печальной улыбкой над нескладным и несчастливым существованием людей, которые заслуживают лучшей доли («Иветта», «Ожерелье», «Дядя Жюль», «Мисс Гарриет»). И жизни эти не являются печальным исключением. Немало страниц Мопассана посвящено печальным раздумьям о человеческой судьбе, ведь каждого ожидает в конце трагедия старости и смерти.
Однако чаще всего писатель отдавал предпочтение именно рассказу-размышлению. Одним из них является «Ожерелье», которое явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. По сути, данное произведение является одним из лучших, относящихся к малой форме. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми. Героиня рассказа, взяв на вечер у своей приятельницы алмазное ожерелье, теряет его. Но, к сожалению, драгоценность так и не находится. И герои решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. События произведения развиваются по нисходящей линии: отдав ожерелье хозяйке, супруги на десять лет погружаются в нищенскую жизнь — за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Случайная встреча героини с подругой на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом — алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.
Новеллы Мопассана до того своеобразны и необычны, что были включены в золотой фонд мировой литературы как новый тип новелл. Всего за свою жизнь Ги де Мопассан написал более трехсот различных рассказов. Как я уже упоминала, автор изображает реальность ярко, броско и емко, без излишних лирических отступлений и экивоков; его произведения динамичны и глобальны в своей краткости. Он мастерски описывает человеческие характеры; всего одним-двумя предложениями писатель может изобразить того или иного представителя общества. Такие разные, новеллы Мопассана, тем не менее, все связаны в единое целое мотивом жизни как таковой — истинной, настоящей, умеющей преподносить такие развязки, которых никогда невозможно предсказать. Собственно говоря, новеллы Мопассана тем и славились, что их концовки были абсолютно непредсказуемы. И это лишь в очередной раз подтверждало необычайный талант и профессионализм автора.

Комментариев нет:
Отправить комментарий