Роман Германа Гессе — глубокое философское произведение XX столетия, эссе, замаскированное под сюрреалистический роман, его раздумья о судьбе цивилизации. По своей природе «Игра в бисер» — загадка, с которой писатель предложил «поиграть» потомкам-читателям. Уже в названии этой книги мы можем рассмотреть умную и горькую иронию. «Игра в бисер». Все духовные устремления ученых и художников, их занятия теорией, науками и искусствами, открытия и научные труды автор осмелился назвать игрой. Гессе ставит перед нами очень сложные и интересные вопросы: духовная деятельность — это лишь игра или жизненная необходимость? Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться в пустую игру? Какова основа и роль истинной «духовности» в наш век? Что будет с духовностью в ближайшем будущем, а значит, и с человеком?
В центре романа — легенда об одном из бывших Магистров игры, Йозефе Кнехте и, конечно же, «игра в бисер» — главное достижение интеллектуальной среды жителей страны ученых Касталии. По сути своей, «игра в бисер» — это синтез всех отраслей искусства. Однако, автор не указал точных правил игры, ведь они настолько сложны, что наглядно представить их практически невозможно. Нам известно лишь то, что правила Игры представляют собой разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки, прежде всего, математика и музыка. Речь идет о некой деятельности, целью которой является поиск глубинной связи между предметами, которые относятся к совершенно разным областям науки и искусства. Также игру в бисер можно определить как особую манипуляцию с символическим, выстроенную по своим собственным законам, которая в реальности являет собой развитие идей Юнга об активном воображении.
Действие романа происходит в далеком будущем. Повествование ведется от лица историка, который пишет биографию главного героя. От него мы узнаем, что индустриальный век привел к интеллектуальной катастрофе: никакое суждение не подвергалось критической оценке, об экономике судили артисты, о философии — журналисты, искусство выродилось в масскульт, наука уже не воспринималась людьми серьезно, остались только развлечения. Через несколько веков группа ученых создала страну интеллектуалов, духовной элиты будущего, аристократов духа, живущих скромно и умеренно и самозабвенно предающихся Игре в бисер. Название «роман» нельзя отнести к данному произведению; оно применимо к «Игре в бисер» весьма условно. Также следует отметить, что это не утопия, и не попытка каким-то образом предвидеть будущее, как это свойственно писателям-фантастам. Вернее всего, это — «роман-притча». Можно смело добавить, что данная работа включает в себя множество жанровых форм: здесь и политический памфлет, и историческое сочинение, вставные стихи и новеллы, легенда и житие. Сложность построения, богатство символики, игра именами и терминами, их бесконечное чередование, игра смыслов, некоторая пародийность может ошеломить читателя, но нельзя не сказать, что роман написан удивительно продуманно, гармонично и слажено.
«Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма и была завершена в 1943-м. Сам Гессе говорил, что «Касталия была его отповедью фашизму, попыткой восславить духовность в „чумном, отравленном мире“». В то же время Гессе ставил вопрос о необходимости спасения «духа», о том, что ради этого интеллигенция должна покинуть свою изолированную Касталию и служить миру. Гессе утверждал, что люди утратили ответственность за культуру, и об этом свидетельствуют как отказ от суверенности духовной культуры, так и элитарная отделенность от насущных жизненных проблем. Высшим же предназначением интеллигенции писатель считал служение культуре и обществу. Гессе не признавал буржуазного индивидуализма. Еще больше его возмущали шаблоны массовой культуры с ее пристрастиям к «биографиям», в которых подробно излагаются семейная история, половая жизнь, пищеварение и сон героя и т.д. Для него достойным внимания был лишь тот, кто благодаря природе и воспитанию дошел до почти полного растворения своей личности в ее иерархической функции, не утратив, однако, того сильного, свежего обаяния, в котором состоит вся ценность индивида. Гессе пытался осмыслить кризис буржуазного сознания, но при этом не затрагивал коренные социальные устои общества. Он не дал нам ответа на многие важные вопросы современности, но его талантливые произведения полны неукротимой воли к истине и искренности, что делает его одним из выдающихся литературных деятелей двадцатого века, творчество которых следует изучать в обязательном порядке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий