четверг, 13 марта 2014 г.

Категорически рекомендую. “Превращение” Франц Кафка


Натюрморт
Новелла Франца Кафки является известнейшим произведением автора, и по праву считается шедевром мировой литературы. Это одно из самых страшных произведений 20го века. Новелла по форме выглядит прозрачным, абсолютно реалистическим повествованием, но кажущийся рационализм незаметно переходит в безумие абсурда, на деле оказываясь алогичным, прихотливым, причудливым сновидением, мифом, порожденным сознанием ХХ века. Как и другие работы писателя, данный рассказ имеет свою очень интересную особенность — в совершенно бесстрастной, объективной и отстраненной, можно сказать, «протокольной» манере автор повествует о фантастических событиях, происшедших с обычным человеком.

Натюрморт

Новелла открывает нам дверь в мир малообеспеченной семьи, состоящей из отца, матери, дочери и взрослого сына, который является единственным кормильцем — он работает коммивояжером. Вся его жизнь — это одна сплошная пахота. Возвращаясь поздним вечером домой, Грегор Замза тратит крупицы свободного времени на то, чтобы распланировать завтрашний рабочий день. Так и живет он: тяжелый труд, постоянная усталость, нехватка средств, скука, рутина и серость. Но однажды утром молодой человек просыпается и понимает, что случилось что-то необыкновенное. Он превратился в жука, сохранив свое сознание и здравый ум. Автор не объясняет причин возникновения данного феномена, а просто ставит читателя в известность, словно описывая что-то обыденное.
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.
„Что со мной случилось?“ — подумал он. Это не было сном».
С этих слов начинается новелла.
Натюрморт

Главного героя запирают в комнате, родители избегают встреч с ним, только младшая сестра приносит ему еду, питая к брату жалость. Но вскоре и это чувство девочки сменяется отвращением. Над Грегором издеваются родственники, они не могут простить его за то, что им приходится выкручиваться без его помощи; постепенно с ним прекращают общаться, все реже и реже приходит сестра, чтобы накормить жука. На мать, отца и сестру чудовища обрушилось страшное несчастье: их сын и брат превратился в насекомое. Но поистине удивительна в этой новелле реакция семьи на превращение Грегора. С потрясающим психологизмом Кафка рисует мещан, в которых естественные чувства и христианские порывы какое-то время борются с отвращением и ненавистью к тому, кто своим превращением разрушил их скромный достаток, вынудил искать работу, сдавать комнату жильцам, а главное — скрывать страшную семейную тайну. С семейством Замза произошло нечто такое, чего никогда не происходило ни в одном знакомом им семействе, поэтому позор за превращение добавляется к досаде на Грегора.
Да, Грегор превратился в жука, но даже когда он был в человеческом теле, его жизнь напоминала больше жизнь насекомого: он самоотверженно работал не ради себя, а ради семьи, ничего не видя и не понимая, ничем не интересовался и был одиноким.

Натюрморт
Сам же главный герой превращается из доброго, чуткого, жертвенного человека в отвратительного жука. Кафка очень подробно описывает новое строение тела Грегора, испытываемые им теперь неудобства и новые удовольствия, новые вкусы. В хитиновой оболочке идет процесс утраты человеческого: сначала Грегор утрачивает речь, а потом одно за другим и многие свои душевные свойства, которыми гордился. Но, что удивительно, при этом он и в своем новом, пугающе-отвратительном облике, остается человеком в большей мере, чем члены его семьи. Несчастный с каждым днем становится все омерзительнее и страшнее, но его терзает не только осознание собственного уродства и одиночества — он мучается от укоров совести, ведь будучи коммивояжером, Замза мог обеспечить жизнь своих близких. Теперь Грегор, всеми покинутый и презираемый, одинокий, непонятый, тихо умерает у себя в коморке. Родители же лишь бросили тельце сына в совок и выкинули с другим мусором в помойную яму. Его смерть — освобождение для семьи, которая тем временем поправила свои дела: все нашли работу, расцвела сестра, теперь они наконец могут переменить квартиру на более дешевую и удобную. В последней сцене, самой жизнерадостной оптимистичной, они все вместе едут на трамвае на загородную прогулку и планируют новую жизнь, предав забвению сына и брата.

Натюрморт

Автор никак не высказывает своего отношения к происходящему, а лишь описывает события. Однако в рассказе раскрыта трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы. Это драма «маленького» человека, столкнувшегося с непримиримым, непонятным и грандиозным роком, превратившим его жизнь в гротеск. Франц Кафка затронул проблемы самоотверженности, трудоголизма, семейных отношений. Показал что из-за материальных трудностей человек может и вовсе потерять гуманность.

Натюрморт

“Превращение” читать книгу (ссылка 1)
“Превращение” читать книгу (ссылка 2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий