среда, 12 марта 2014 г.

Категорически рекомендую. “Замок” Франц Кафка

"Замок" - незаконченный и наиболее загадочный роман одного самых выдающихся немецкоязычных писателей 20 века Франца Кафки. Это произведение пронизано абсурдом, страхом перед внешним миром и высшим авторитетом. Ощущение трагизма и неустойчивости мира звучит практически в каждом абзаце. Роман обладает удивительным, уникальным свойством пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства. Из всех авторов, с произведениями которых я ознакомлена, Кафка более, чем кто-либо, может заставить человека почувствовать всю боль и горечь существования.

Сальвадор Дали "Лицо войны"

Повествование начинается с того, что никому не известный нищий К. появляется в деревне N, которая находится под властью Замка, и имеет все признаки тоталитарного общества: замкнутость, строгую олигархию, бюрократический формализм, жесткий контроль, слежку и доносы, нетерпимость, враждебность ко всему, что приходит извне. И незнакомца не принимают, требуют, чтобы он покинул чужую территорию. Однако он отказывается, утверждая, что его пригласил граф в качестве землемера. Выясняется, что это неправда, но, несмотря на явную ложь, безымянного почему-то оставляют, дают ему кров и работу. «Новоприбывшему» кажется, что Замок все контролирует; люди, работающие на него, делают все слаженно; «бюрократическая машина» пашет круглосуточно и напряженно, обеспечивая порядок в деревне. Но чем дольше живет землемер в деревне, тем четче осознает всю абсурдность здешних законов и предписаний. Для жителей деревни замковая система верна и безошибочна, но для постороннего К. это «дурацкая путаница, от которой, при некоторых условиях, зависит жизнь человека». Оказывается, что деревня живет сама по себе, а связь с Замком только «кажущаяся». И герой наконец понимает, что это страшный неподвижный мир, похожий на трясину — чем больше прикладываешь усилий, чтобы выбраться, тем сильнее тебя засасывает.

С. Дали

Вскоре главный герой знакомится с некоторыми жителями деревни, среди которых особое внимание он обращает на молодую хорошенькую буфетчицу Фриду, девушку Ольгу, ее брата Варнаву и чиновника Кламма, любовника Фриды. У буфетчицы завязываются отношения с К., но все-таки они расстаются, отношения с другими гражданами так же потихоньку сходят на нет, его выгоняют с работы, развязываются новые конфликты. В конце концов герой связывает себя отношениями с новенькой работницей гостиницы Пеппи, которая предлагает ему кров, а также теплую компанию своих подруг. Еще один персонаж — конюх — хочет добиться внимания К. для решения уже собственных насущных проблем, на этом роман и заканчивается.

Картина Сальвадора Дали

Однако читателю все-таки должно быть интересно, кто такой граф? Кем является этот великий и ужасный, могущественный хозяин деревни? А этот вопрос не так прост, ответ же на него весьма неоднозначен. Сначала мы можем подумать: «Не чиновники же заправляют всем!» А кто? Граф, господин, бог, который хозяин над всем, но ни во что не вмешивается? Да, граф, о котором упоминают только в самом начале и почти сразу же забывают. Или все-таки нет? Казалось бы, о графе мы узнаем лишь однажды в начале романа, он не выступает как действующее лицо. Иные же герои произведения — чиновники — очень активно действуют на протяжении всей книги. Они делают всю работу, следят за всем и каждым, на них постоянно ссылаются жители деревни. Но в сущности, они тоже особой роли в жизни деревни не играют. В подтверждение данной мысли можно привести пример одной из ярчайших и показательных глав книги «Наказание Амалии». Здесь раскрывается корень всего абсурда замковой системы, здесь препарируется больное общество. Амалию наказывает не Замок, а сами жители деревни, ведь тоталитарное общество не терпит тех, кто выпадает из ряда; выделившийся становится изгоем, и его с наслаждением добивают, даже если эта потеря не выгодна обществу. В данном случае показательна одна фраза героя романа, где говорится, что даже смех перестает быть смехом: «...Тут у нас если кто смеется, значит, злорадствует или завидует...».

Картина Дали

Зачем же К. пришел в Замок? Почему он так упорно хочет здесь прижиться? В романе дается обыденное объяснение: «А я вам сейчас перечислю, что меня тут удерживает: те жертвы, что я принес, чтобы уехать из дому, долгий трудный путь, вполне обоснованные надежды, которые я питал в отношении того, как меня тут примут, мое полное безденежье, невозможность снова найти работу у себя дома, и, наконец, не меньше, чем остальное, моя невеста, живущая здесь». По крайней мере, так землемер говорит старосте.

Сальвадор Дали

Роман «Замок», как любое настоящее произведение, многопланен и не однозначен. Его идею нельзя свести к какой-то одной мысли. Можно сказать, что это своего рода антиутопия, отображающая тоталитарное общество, конфликт между государством и личностью. Но также следует отметить, что в романе изображена и иная проблема — не человечества, а одного человека. Это проблема личности, не вписывающейся в мир окружающих его людей. Мир, где он чувствуют себя чужим, не таким, как все, а значит — уродом. Это проблема отчуждения. Кафка не смягчает действительность, напротив, он заостряет негативные стороны. «Замок», как и все творчество Кафки, пессимистичен, и автор не видит нужды приукрашивать свою реальность. Писатель даже иронизирует по поводу мрачных сторон жизни, а человеческое несовершенство воспринимает как должное.

Дали "Рынок рабов"

Закончив изучать данный роман, перед каждым читателем возникает множество вопросов, ответы на которые найти не так-то просто. Мы спрашиваем себя, свой разум, может быть, друзей и единомышленников, мы обращаемся к автору романа и другим его произведениям в поисках ответа на вопрос: «Так что же К.?» Он все-таки победил в этом противостоянии? Не сдался? Он не такой, как все, не насекомое. Это дает нам право считать, что он чего-то таки добился от людей. Да, мы знаем, что К. в конце должен умереть. Но разве можно назвать смерть проигрышем? И не является ли в данной ситуации она триумфом? А что насчет жителей деревни? Счастливы ли другие персонажи «Замка»? Думаю, они считают, что счастливы, пока не происходят события, после которых они на мгновение прозревают, и признания в несчастливости невольно слетают с их уст. Не подтверждает ли эту мысль тот факт, что одна из главных героинь, Фрида, идеально приспособленная для жизни в таких условиях, покидает гостиницу с первым попавшимся, с человеком без денег и, может быть, садистом и моральным уродом? Да, она бросает свою прошлую жизнь, но с тем, кто, как ей кажется, принадлежит другому миру и может изменить ее жизнь.
Роман великолепен. Он тяжел, суров, неприятен, но, как бы это странно ни звучало, восхитителен. Чтобы понять его, или хотя бы попытаться понять, необходимо быть готовым; нужно осознать, что данное произведение — не развлекающая литература, а глубокая, проникновенная, сложная и очень своеобразная работа одного из самых загадочных и непонятых писателей 20 века. Читайте и обогащайтесь. Хорошего вам дня, господа!

С. Дали "Искушение Св. Антония"

Комментариев нет:

Отправить комментарий