Занимательнейшая повесть русского писателя о страстной, все сметающей на своем пути любви не может остаться непрочитанной ни одним уважающим себя книжным червем. Именно поэтому я пишу сегодня об одном из самых известных произведений писателя Н.С. Лескова, да что там, одном из самых известных произведений в русской литературе, повествующем о женщине и ее тяжелой судьбинушке.
Сюжет повести весьма незамысловат, но тем и ценен, так как становится еще ближе человеку, способному чувствовать. А суть произведения проста. Главная героиня, Катерина Измайлова — молодая купчиха, жена очень занятого мужчины, находящегося в постоянных разъездах. Она только то и делает, что томится от скуки и тоски по своему девичеству. Детей у нее нет, за что суровый свекр, поклонник домостроя, частенько пилит ее; интересов у Катерины тоже нет, да и где им взяться? Женщин не для интересов воспитывали. Пообщаться по сути одинокой женщине не с кем. Но все было бы в этой истории просто печально, а не страшно, если бы не одна оказия. Молодая купчиха вдруг влюбилась. И влюбилась не на шутку; страсть ее поглотила целиком. У Измайловых появился новый работник, красавец Сергей, который не оставляет никого из дев равнодушными во дворе. Катерина же без стыда и совести «влюбляется» с ним в ночных садах, благо муж в отсутствии. Она готова на все ради Сергея, которого ей надоело просто любить, за которого она уже хочет замуж. И женщина становится решительной и беспощадной. Начинается череда убийств: замурованный в погребе свекр, который застал Катерину с любовником; жестоко убитый муж, который мог воспрепятствовать грязной любви супруги; задушенный ни в чем не повинный мальчик, родственник Измайловых, который мог претендовать на наследство неблагополучного семейства. Однако же влюбленные, прошедшие чрез такие жуткие испытания своей любви, не остаются безнаказанными, счастливыми и свободными. Их незамедлительно арестовывают и отправляют в ссылку. Там же разворачивается новая драма, еще более печальная, нежели ранее. Катерина — женщина с непростой судьбой, которую сама себе сплела из шерстяных ниток жизни. Непростая женщина не может жить счастливо и ее жизнь тому подтверждение: уже будучи каторжанкой, она переживает измену Сергея, его насмешки и всеобщее унижение. Читателя же ждет еще одно убийство и трагичная кончина героини повести. Но все же, вникнув в произведение душой и сердцем, понимаешь, что смерть — быстрая и незамедлительная — лучший вариант для падшей в моральном плане Катерины Измайловой.
Повесть была написана Лесковым в 60-х годах 19 столетия, но первоначально «Леди Макбет» задумывалась как очерк. Более того, предполагалось создать цикл коротких произведений о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были последовать очерки о дворянке, старосветской помещике, крестьянской раскольнице и повитухе. Однако, цикл, к сожалению, написан так и не был. Но чем же была данная повесть для самого писателя? Лесков называл ее «историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере». Но что еще интересно, так это частые сравнения Катерины Измайловой с другой знаменитой купеческой женой Катериной Кабановой из великолепнейшей пьесы Островского «Гроза». Многими критиками, да и самими читателями, ознакомленными с обоими произведениями, обе героини покажутся весьма схожими между собой. Так, критики П. П. Громов и Б. М. Эйхенбаум сравнивают обоих Катерин: «Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из „Грозы“ Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками... По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа — бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок».
Произведение это, повторюсь, весьма популярно. Более того, существует и опера «Катерина Измайлова», написанная на сюжет повести Лескова. Однако же в опере она предстает перед зрителем не как хищница или просто сильная натура, она — несчастная женщина с поломанной жизнью, жертва. Но эти полярные взгляды на Леди Макбет Мценского уезда более всего и интересны в данном случае. До сих пор между читателями, критиками и литературоведами ведутся споры насчет того, кем же на самом деле является героиня драмы. Вот и нашему читателю предоставляется возможность не только прильнуть сердцем к замечательному во всех отношениях произведению, но и самому поразмыслить на этот счет и еще раз решить для себя: что же все-таки такое хорошо и что такое плохо?
Комментариев нет:
Отправить комментарий