вторник, 18 февраля 2014 г.

Категорически рекомендую. “Дождь” Уильям Сомерсет Моэм


Роса

В лучших своих произведениях Моэм поднимал большие проблемы общечеловеческого и общефилософского плана. Его долгий творческий путь — с 90-х годов 19 столетия и до 50-х годов следующего — был успешен именно благодаря скрытому драматизму характеров и человеческих отношений, так точно, тонко, изящно, мастерски описанных им в произведениях. Моэм все 60 лет литературной деятельности оставался современным, несмотря на стремительно меняющееся историческое время. Он остается современным и по сей день.

Дождь

Но вернемся непосредственно к новелле. Пассажиры корабля вынуждены прервать свое путешествие и остановиться на острове Самоа, где долгие недели идет густой, выматывающим душу, действующий на нервы, бесконечный ливень. Дождь только усугубляет всеобщее угнетенное состояние, подавленное настроение, разочарование и досаду от неудачного круиза. А удушающая атмосфера дождя перерастает в удушающую атмосферу семьи главных героев, их мировоззрения и помыслов. Среди пассажиров есть две примечательные личности — супруги Дэвидсоны, которые оказываются миссионерами. В поле их зрения попадает мисс Томпсон — женщина легкого поведения. Вокруг взаимоотношений семьи праведников и падшей женщины и завязывается основное действие новеллы. Мистер Дэвидсон пытается воздействовать на женщину, наставить ее на путь истинный, что ему удается с трудом, однако, все же удается. Но вот только действительно ли миссионер такой уж положительный герой, и действительно он действует в интересах потерянной души? Этот вопрос остается открытым.

Тропики

К слову, мистер Дэвидсон — весьма интересный персонаж. Именно на него читателю и следует обратить основное внимание. Мужчина посвятил всю жизнь благому делу: религии и служению господу. В данном конкретном случае он, увидев человека, который, по его мнению, не спас свое тело, но еще может спасти душу, берется за дело со всем своим энтузиазмом, энергией и серьезностью. Но готовя суровые испытания для мисс Томпсон, он сам не проходит их. В этом конфликте и раскрывается извечная моэмовская тема двойственности человека и неоднозначности человеческих поступков. И нам теперь придется решить: мистер Дэвидсон положительный или отрицательный персонаж; он хороший или плохой человек? Неспособный воспринимать людей такими, какие они есть, он хочет исправить человеческую природу, но сам же оказывается зависимым от этой природы. Миссионер хорошо знал и прекрасно понимал, что нелегка наука сострадания и милосердия, которая ведет к освобождению от «бремени страстей человеческих» к нравственному очищению и перерождению, но так ли он использовал свое милосердие, чтобы получить этот бесценный дар? И было ли в его мыслях, словах и действиях милосердие к этой женщине, к жене, к собственной жизни?

Острова Океании

Новелла «Дождь» — это настоящий шедевр, в котором автор разоблачает религиозное ханжество и скрывающуюся за ним душевную опустошенность. Его главному персонажу — мистеру Дэвидсону — не удалось получить урок прекрасно прожитой жизни, потому что ее на самом деле и не было. Моэм написал историю об обыкновенных людях, с которыми происходят вещи необычайные. В этой новелле он использовал элемент неожиданного, что выявило шаткость психологических установок, нравственных ориентиров и ценностей «порядочного» человека «среднего класса». Моэм, как никто другой, умел писать занимательно и живо, драматично, радуя своих читателей неожиданной концовкой любого своего рассказа, повести или романа. «Дождь» — простое по форме, предельно сжатое произведение, которое таит в себе странное очарование, рождая «гармонию достоверности». Рассказу «Дождь», как и другим небольшим работам Моэма, свойственна завершенность формы, новизна точек зрения его героев, лирическое раздумье писательской мысли, плавность, изящество и гибкость речи, текущей без суеты. Автор запредельно цинично раскрыл характеры героев, создал абсолютно живые человеческие образы в данной новелле. Да, грубо, да, местами невыносимо, неприятно, отвратительно, но все же перестать читать его «Дождь» просто невозможно. Он раздражает читателя, но при этом и цепляет.

Капли дождя

Моэм не выдумывал сюжеты, он их подсматривал у жизни, долгое время наблюдая за гримассами и насмешками судьбы. Это и научило его понимать сложность человека, ведущей к непредсказуемости его поступков, его диалектику души. Несмотря на кажущуюся беспристрастность, холодность, бессердечность, равнодушие, Моэм отрицал то мнение, что писатель должен быть таковым. Уильям Сомерсет настаивал на той мысли, что «Цель писателя — не копировать жизнь, а драматизировать ее», что ему, в общем-то, с успехом удавалось. Здравый смысл, честность, высокое художественное мастерство, умение вовлекать читателя в беседу — вот что делает Моэма желанным собеседником.
Читайте, господа, и будьте счастливы!

Роса

Комментариев нет:

Отправить комментарий