четверг, 13 февраля 2014 г.

Категорически рекомендую. “Чума” Альбер Камю

Роман французского писателя многим знаком, а также многими горячо любим. Но все же я решила посвятить статью данному произведению с мыслью о том, что кто-то, может, вдохновится и снова его перечитает, кто-то только ознакомится с ним, а кто-то просто получит дельную информацию и будет блистать полученными знаниями где-нибудь в интеллигентишской или богемной компании любителей посудачить о прекрасном. В общем, не написать о романе «Чума» я просто не могла себе позволить, ведь это шедевр.

Засохший цветок

Сюжет романа, как я раннее уже предполагала, известен многим, но все же я напомню, что действие разворачивается в небольшом Алжирском городке, в который ворвалась чума. Повествование ведется от лица доктора Риэ — человека сверхрационального, практичного и разумного. Это очень хорошо видно по самому стилю написания романа: совершенно объективно и беспристрастно, несколько отстраненно, логично, без малейшего намека на чувства и эмоции герой рассказывает нам о том, что происходит в городе. От него мы узнаем об этом населенном пункте, о его жителях, о том, как эти жители переносят изоляцию и болезни близких, о том, как умирают дети и старики, как живут одинокие и брошенные, как молодые и ловкие находят способы обогатиться на беде городка. В романе раскрыты темы воли к жизни и борьбы против общего зла, проблема вечного, абсурдного и непобедимого врага.

Засохший цветок

Но все-таки читателю следует смотреть намного глубже, уметь читать между строк. Роман-притча, лишенный яркой эмоционально-экспрессивной окраски, несущий в себе сдержанное изложение событий и комментариев к ним, имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст. Как же определял это произведение сам писатель? По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. При помощи образа чумы Камю пытался передать атмосферу оккупированной немцами Франции. Но более того, чума — это не просто болезнь, не просто оккупация. В данном романе она выступает как зло вообще; как зло, неотделимое от бытия, как зло, которое является его частью. Также очень любопытно отношение героев романа к болезни, а точнее, к злу. Для них это то зло, что существует в мире и в каждом человеке в частности. И каждый, кто несет добро, по их мнению, может победить его в себе, но никому и никогда не удастся уничтожить зло до конца.

Засохший цветок

Можно сказать довольно смело, что это не просто роман-хроника, роман-притча. Это монолог писателя, в котором он обращается к самому себе, ведет диалог посредством разных действующих лиц произведения, выступающих носителями разных сторон авторского мировоззрения, но которые, отмечу, не лишены яркой индивидуальности и черт характера.

Засохший цветок

В конце произведения мы узнаем, что чума неожиданно отступила, жители радуются и ликуют этой победе, но только не Риэ. Он, как первостепенный персонаж, как солист в хоре образов «Чумы», не разделяет чувств остальных персонажей. Под счастливые возгласы горожан доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «... возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города». В этой мысли и заключается вся абсурдность романа: победив зло, хотя бы временно, люди радуются, но как только они забудут то страшное, что им довелось пережить, зло вернется снова. И автор все-таки настаивает на мысли о том, что подобную цикличность следует воспринимать как данность, как то, что всегда было, есть и будет. Порочный круг не разорвать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий