четверг, 13 февраля 2014 г.

Категорически рекомендую. “Тошнота” Жан-Поль Сартр


Весенняя капель
«Я никогда не замечал, что быть человеком так уж трудно. Мне казалось: живёшь себе и живи»

«Тошнота» представляет собой философский роман, в котором производится анализ основных проблем экзистенциализма: человеческого существования и осмысление этого людьми, а также бессмысленность человеческой жизни и та тяжесть, с которой мыслящий организм принимает сей факт. Роман отвечает на типичные для философии существования вопросы, а именно: одиночество, свобода, время, страх, отчаяние, абсурдность существования, судьба человека.
«Человек, приговорённый быть свободным, возлагает тяжесть мира на свои плечи»
Сам же сюжет романа представлен дневником главного героя, тридцатилетнего писателя Антуана Рокантена, который, в свою очередь, является довольно неоднозначной и многогранной натурой. Все действия происходят на протяжении нескольких дней, но очень непростых дней. Как с героем, так и с его историей мы знакомимся в сложное для него время — он страдает от приступов тошноты. Вернее, Тошноты. Но что это значит? У молодого писателя внезапно обостряются ощущения, он вдруг начинает осознавать мир. И Антуан пытается понять этот мир, найти истину. Однако его ожидает лишь жестокое осознание того, что жизнь бессмысленна, иррациональна. Перед его глазами все плывет, он не может найти точку опоры, вокруг себя он замечает только мерзких людей, открывших для него всю свою ничтожность. Рокантен чувствует лишь невыносимую мерзость грубого существования, тусклого существования буржуазного общества. Дневник же, который он ведет и через который общается с читателем, помогает ему «докопаться до сути».
«Если б только я мог перестать думать, мне стало бы легче. Мысли — вот от чего особенно муторно... Они ещё хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус»
Герой ведет уединенное существование, практически не взаимодействует с людьми. Единственные, с кем он может перекинуться парой фраз при встрече — его бывшая возлюбленная Анни да молодой паренек Самоучка, глубоко почитающий писателя, но от общества которого Антуан страстно желает, но все никак не может избавиться.

Весенняя капель

Следует отметить отношение главного героя к остальным людям. Оно, к слову, весьма парадоксально. Молодой писатель относится к другим снисходительно, с жалостью, даже презрительно, однако, выделяя себя из толпы. Люди для него — это всего лишь ещё одна субстанция бытия. Ему неприятны встречающиеся по пути женщины и мужчины, но в тоже время от страдает от одиночества. Ему хочется поговорить с кем-то, поделиться своими мыслями и чувствами, но он не подпускает никого к себе. В этом и выражается вся противоречивость его натуры: он страдает от одиночества, но не хочет его нарушать.

Весенняя капель

Но что, на мой взгляд, необходимо выделить красным курсивом, так это особенное отношение героя ко времени. Время для Антуана — важная сторона существования. Эта категория теперь открыта для него по-новому. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Периодами Антуан воспринимает время как ёмкую субстанцию, которая затягивает в себя окружающую реальность. Осознав же всю абсурдность своего существования, наблюдая за событиями, что происходят в данный конкретный момент, он отбрасывает от себя такие понятия, как прошлое и будущее, ибо прошлого больше не существует, а будущее бессмысленно, ведь в нем не происходит ничего важного.
«Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего... Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно — это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях. Конечно, то, что я утратил своё прошлое, я понял давно. Но до сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения... Но теперь я знал: всё на свете является только тем, чем оно кажется, а ЗА НИМ... ничего»
Антуан уже близок к самоубийству, но все же он отступает от своей задумки, так как считает это лишним. Однако, ему все также невыносимо. Герой осознает свое одиночество, свободу как следствие этого и в конце концов — свою духовную смерть. У него никого нет, Анни для него больше не существует, она «живой мертвец»; в бога Антуан не верит, людское общество ему чуждо. Но Рокантен все же находит для себя выход — творчество. Именно благодаря музыке герой приходит в себя, его перестает мучать Тошнота. Он слушает старую пластинку и как будто возносится над временем, ибо музыка, по его мнению, не принадлежит общему существованию. И теперь Антуан знает точно, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.
«Скорее я... удивлён жизнью, которая дана мне ради — ради ничего»

Весенняя капель

Комментариев нет:

Отправить комментарий