"В марте 1912 года, в Неаполе, при разгрузке в порту большого океанского парохода, произошел своеобразный несчастный случаи, по поводу которого в газетах появились подробные, но весьма фантастические сообщения. Хотя я сам был пассажиром "Океании", но, так же как и другие, не мог быть свидетелем этого необыкновенного происшествия; оно случилось в ночное время, при погрузке угля и выгрузке товаров, и мы, спасаясь от шума, съехали все на берег, чтобы провести время в кафе или театре. Все же я лично думаю, что некоторые догадки, которых я тогда публично не высказывал, содержат в себе истинное объяснение той трагической сцены, а давность события позволяет мне использовать доверие, оказанное мне во время одного разговора, непосредственно предшествовавшего странному эпизоду.”
Эту новеллу австрийского писателя Стефана Цвейга я очень люблю и время от времени перечитываю.
Но прежде чем ознакомиться с самим сюжетом и персонажами, следует вам дать инфу о том, что же такое "амок" и почему писатель дал новелле именно такое название В противном же случае некоторые из вас будут озадачены.
Амок - это психическое состояние, которое свойственно для жителей Малайзии, Филиппин и близлежащих регионов, характеризующееся резким двигательным возбуждением, агрессивными действиями и беспричинной яростью. Бесноватый испытывает слепую ярость, которой не может противостоять и калечит всех на своем пути пока сам не падает в изнеможении или его не ловят.
Весьма краткое и емкое произведение про то, как автору на его пути повстречался один нетривиальный субъект и начал рассказывать свою трагичную историю. Цвейг конечно же не смог не поделиться с читателями своим шоком. Теперь мы наслаждаемся прочтением. А история действительно весьма грустна и уныла. Повествование ведется от первого лица. Этот странный тип сообщает нам, что он врач и чтобы улучшить материальное положение, решает ехать на один из островов в Океании, по-моему. Это было семь лет назад. Но за эти годы его постигло много разочарований. И мне кажется, что большинство из них - именно в самом себе. Рассказчик нам сообщает, что он мечтал о многом по приезде на эту экзотическую землю: выучить язык, читать священные писания, изучать флору и фауну, делать открытия, познакомиться с интересными и мудрыми людьми, начать жизнь с нуля. Но этого не произошло. А разве могло произойти? Наблюдая за собой и многими другими людьми, пришла к таком выводу: чем более честолюбивые планы ты строишь в уме, чем трепетнее твои воспоминания о них, чем амбициознее ты и тщеславнее, тем тяжелее тебе будет реализовать свои задумки и тем большим будет твой крах. Ведь между мыслью и делом стоит та черта, которую очень тяжело преодолеть. А точнее, тяжело себя именно побудить сделать первых шаг для преодоления расстояния между мечтой и реальностью, ведь иногда между ними пропасть.
Возвращаясь все таки непосредственно к самим героям, сообщу, что прожил врач эти несколько лет весьма и весьма уныло и одиноко. По его же словам, поселили его в небольшом населенном пункте, все белые люди жили отдаленно, и то их было немного. Общаться с аборигенами же было неохота. Все женщины, такие маленькие, робкие, вечно щебечущие, приелись. Каждая из них по одному щелчку пальца могла стать его, но он страдал по совсем другим, белым, западным дамам.
"Да, вот как это было. Сижу я там, в своей проклятой дыре, сижу неподвижно, как паук в паутине, уже целые месяцы. Это было как раз после ливней. Неделю за неделей дождь барабанил по крыше, ни одна душа не заглядывала ко мне, ни один европеец; изо дня в день сидел я дома со своими желтолицыми женщинами и своим шотландским виски. Я тогда очень хандрил, я был просто болен Европой: когда я читал в каком-нибудь романе про светлые улицы и белых женщин, у меня начинали дрожать пальцы. Я не могу в точности описать вам это состояние, это особого рода тропическая болезнь: яростная, лихорадочная и в то же время бессильная тоска по родине."
Наш герой устал от вялотекущего и полусонного однообразия дней. Но его унылое существование прервано посещением некой дамы. Это не жительница деревни. Ему сообщают, что это леди, белая женщина! Он взбудоражен и вне себя от переполняющих его чувств. Но их встреча сулила ему лишь новые горести. Из их диалога мы узнаем, что она просит о помощи, а он ей отказывает. Но он в праве это сделать.
"Но эта женщина - не знаю, сумею ли я объяснить вам, - она волновала, раздражала меня с той минуты, как вошла, словно мимоходом, в мой дом. Своим высокомерием она вызывала меня на сопротивление, будила во мне все... как бы это сказать... будила все подавленное, все скрытое, все злое. Меня сводило сума, что она разыгрывает передо мной леди и с холодным равнодушием предлагает мне сделку, когда речь идет о жизни и смерти."
И все же его не отпускают мысли о ней. Он начинает ее преследовать; желает связаться с ней, но только пугает ее своим неадекватным поведением. Сцены, где он как умалишенный, преследуемый амоком в действительности навеивают что-то похожее на страх и жалость. Ему приходит на ум, что он обязан ей помочь, даже если она сама того и не желает, даже не смотря на то, что женщина боится его и скрывается. Но наши нервы все таки продолжают испытывать на прочность описаные автором ситуации, в которых он устраивает нелепую сцену, пишет безумные письма, дерется с боем. Но он уже не в себе, он гоним амоком, он должен добиться своего, иначе либо умрет сам, либо позволит пропасть ей. И вот он узнает, что она предпочла лечь под нож некомпетентной грязной старухи, нежели вновь встретиться с ним. И случилась трагедия.
"Снова голос пресекся. Потом заговорил - но это была уже не речь, а почти рыдание.
- Я... я нащупывал дорогу... и там... там, на грязной циновке...
корчась от боли... лежало человеческое существо... лежала она..."
Еще более тяжелым испытанием в психологическом плане для читателя будет повествование о том, что же следовало за ее смертью, как врач пытался спасти уже не ее саму, а ее честь и достоинство - именно то, ради чего она и решилась на столь страшный поступок и что взамен и лишило ее жизни. Далее следует рассказ о скомканных, спутанных в клубок днях в жизни врача после смерти женщины: посещение комнаты мертвой ее скорбящего любовника, приход врача и скандальная сцена с ним и нашим главным героем, на протяжении которой наши нервы натянуты до предела. Потому как невозможно не сопереживать. Да еще приезд супруга несчастной. Теперь уже ни муж, ни возлюбленный не кажутся нам ее близкими и родными людьми. Появляется ощущение того, что врач и только врач - ее спутник, ее мужчина. Только он имеет права на нее, ведь именно ему она доверилась, именно ему она готова была отдать ответственность за свое тело, а теперь и душу. Это звучит в высшей степени нелепо и глупо, но когда вы прочитаете, убедитесь в том, что его судьба сплетена с ее. И жизнь подчинена лишь одной цели - не допустить, чтобы ее честь была запятнана. И он таки выполняет свой долг. И даже после смерти ее и своей они всегда будут рядом.
Новелла притягивает внимание к себе не столько из-за того, что возбуждает желание подумать, помыслить, разобраться, а совсем напротив. Она как фильм ужасов, поглощает читателя в свой страшный мир, заставляет испытать те чувства, которые могут возникнуть у обывателя крайне редко, а иногда и совсем окажутся ему незнакомыми. Ведь жизни бывают разными. Но события не утрированы. Все крайне реалистично, да и такое вполне вероятно может произойти с женщинами, уж точно. Но эта реальность настолько чудовищна, и она так откровенно и не прикрыто раскрыта в данном произведении, что холодок по коже пробежит у многих ознакомившихся с "Амоком".
Крайне рекомендуется тем, кто живет по схеме "дом-работа-дом", чтоб хоть чем-то скрасить свои серые будни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий