"Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния."
Эта новелла - первое произведение, которое я прочитала у Сартра, и которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Вообще я считаю, что господин Жан-Поль лучший из тех, кто может описывать чувства персонажей, и при этом заставлять читателей ощущать себя так же погано. Потому что герои только то и делают, что чувствуют себя плохо. Но следует учесть, что мое мнение по поводу всего вышесказанного основывается на личном опыте читателя. А читала я не мало, но не так уж и много.
Новелла о свободе, отчаянии, преградах, воздвигаемых между людьми. Опять же, глубокое и психологически точное проникновение в характеры людей.
Время действия - конец 30-х годов 20го ст. Повествование ведется от первого лица. Некий Пабло Иббиента попадает в маленькую комнатку, там находятся еще несколько людей. Оказывается, что это тюремная камера, суд над ними уже прошел, всех арестантов приговорили к расстрелу. Все действие происходит на протяжении суток, даже меньше. Но автор повествует нам скорее не столько об реальной истории Испании, сколько описывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное - смерть, а так же и саму жизнь. Четко и глубоко, до полутона, до мельчайших подробностей описано психологическое состояние и его изменение у героев. Удивительно, но новелла мне напоминает более не литературное произведение, а картину. Да так мастерски написанную, что изображенные в ней люди выглядят живыми. Я могу даже сообщить, что именно этим и ценна новелла.
Всю ночь арестанты проходят ряд разных психологических состояний, начиная от непонимания, гнева, страха, до принятия, безразличия и даже веселья.
Что касается непосредственно веселья, как бы это не звучало странно, но его действительно в конце всего действа таки испытывает Пабло. Через осознание скорой своей смерти он уже и лучше понимает жизнь, страх ушел, мысли о близких его больше не волнуют. Он осознал всю тщетность бытия и место в его голове и сердце осталось только для юмора и бесстрашия.
"Разумеется, я не мог четко представить свою смерть, но я видел ее повсюду, особенно в вещах, в их стремлении отдалиться от меня и держаться на расстоянии – они это делали неприметно, тишком, как люди, говорящие шепотом у постели умирающего. И я понимал, что Том только что нащупал на скамье свою смерть. Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет. Теперь меня ничто не привлекало, ничто не нарушало моего спокойствия. Но это было ужасное спокойствие, и виной тому было мое тело: глаза мои видели, уши слышали, но это был не я – тело мое одиноко дрожало и обливалось потом, я больше не узнавал его. Оно было уже не мое, а чье-то, и мне приходилось его ощупывать, чтобы узнать, чем оно стало."
Оказывается, что он примкнул к анархистам и борется за свободу Испании, за что собственно и наказан сейчас. Утром, когда самые смутные и тяжелые часы уже позади, со двора доносится шум выстрелов. Двор оживает (какой парадокс). Некоторых из камеры выводят, а самого Пабло снова допрашивают и обещают оставить ему жизнь взамен информации о том, где некий Рамон Грис, коллега, так сказать, Пабло. И тогда последний решает разыграть солдат, сообщив, что Грис скрывается на кладбище, хотя на самом деле у него иное укрытие. Но по иронии судьбы в последствии оказывается, что это действительно так, вот только Пабло не знал, что его товарищ переменил место положения. Гриса убивают, а Пабло остается жив. Но сам герой психологически так и находится в подвешенном состоянии. Мы понимаем, что это не конец. Перед ним, как и перед нами теперь стоит страшный вопрос: "Жизнь спасена, но нужна ли она теперь ему? Зачем ему жизнь такой ценной?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий