Данная повесть - мое любимое чеховское произведение. Эту полную парадоксов и тревоги повесть А.П.Чехова можно назвать как самым пессимистичным произведением автора, так и самым жизнеутверждающим.
В больничном флигеле есть палата №6 для душевнобольных. После знакомства с его обитателями мы наконец переходим к главному герою, врачу Андрею Ефимычу Рагину, который только вступил в должность. Он весьма интересен. Многие даже могли бы назвать его весьма многогранной и противоречивой натурой, однако, я не согласна. Данный персонаж прост и, не побоюсь этого слова, ясен как белый день. Такие люди составляли большинство во всех обществах; такие люди были во все времена, таких много и сейчас.
Больница, и палата для душевнобольных в частности, всеми забыта и заброшена, сами пациенты живут как в тюрьме, и все они просто обречены на медленную, мучительную смерть. Никого особенно не интересует, что там происходит и как чувствуют себя больные. Рагин – не исключение. Человек видит, что делать что-то для того, чтобы установить порядок и как-то улучшить сложившуюся ситуацию будет весьма тяжелым, длительным, трудоемким занятием. Поэтому людям как наш доктор легче составить себе такое мировоззрение, по которому можно будет считать, что это бессмысленно, никому особенно не нужно и вообще не целесообразно. То и делает наш герой, что целый день кушает водку с огурцом, да треплется с товарищами о том, как сейчас жить худо, погано, невозможно и нестерпимо. А также Рагин, как и все приличные люди, любит цитировать мудрецов. В данном конкретном случае – греческих стоиков. Они его кумиры.
Но однажды происходит странное. Рагин решает посетить палату №6, и задерживается там надолго. Оказывается, жизнь есть и за стенкой гостиной, где подают холодное пиво и соленый огурец. И даже в палате, среди больных людей, есть индивиды, с которыми хочется общаться, и которые даже помогут переосмыслить некоторые аспекты твоей собственной жизни.
Эту важную роль “помощника” играет один из больных, Громов, который страдает манией преследования. Но он даже как отдельная личность, напрямую не связанная с доктором, играет значимую роль. В чем его проблема? Он страдал от скудности душевной жителей этого небольшого городка, его донимали тяжелые мысли о том, что здесь невыносимо скучно и душно, “общество ведет тусклую и бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные люди питаются крохами». И у него возникает мания. Мысль о насилии все больше овладевает его сознанием. Он считает самым страшным то, что человеку негде искать защиты и понимания. Но сам становится рабом своих патологических страхов и его жизнь ломается.
Именно общаясь с молодым парнем, который содержится во флигеле для умалишенных, до Рагина пришло осознание того, что он в чем-то неправ, и что он должен что-то переменить. Но, опять же, дальше болтовни дело не доходит. Да, многое переменилось в самой жизни доктора, но не за счет усилий с его стороны; движущей силой была как раз таки активная деятельность чужих, посторонних людей. Именно они изменили его жизнь. И как бы погано нашему главному герою не стало, нельзя сказать, что эти посторонние плохие или хорошие. Дело в том, что доктор так долго находился в подвешенном состоянии, что нечто все же должно было стать движущей силой в его жизни, чтобы направить человека хоть куда-то. И это таки произошло. Вот только даже в такой ситуации, когда морально здоровый человек должен уже был одуматься, и взять под узцы свою жизнь, Рагин напротив, становится еще более апатичным и безучастным.
Вскоре после устраиваемых доктором импровизированных дискуссий с пациентами, самого Андрея Ефимыча посчитали тихо помешанным и насильно упрятали в тот же флигель, в палату №6. Но даже этот удар он принял, смирился и не стал особенно рьяно протестовать. На следующий день он умер. Так же тихо, незаметно, нелепо, глупо, как и жил. Даже жаль не было.
Почему я так люблю это произведение и рекомендую его другим людям? Повесть затрагивает острые общественные и философские проблемы. В пятидесяти страницах очень понятно, просто и ясно раскрыта довольно значимая мысль о насилии над личностью, справедливости, праве и бесправии.
Название же повести также символично. Палата №6 – это образ того больного, аномально развитого общества, на которое одни закрывают глаза, другие примеряются, а третьи пытаются преобразовать. И что наиболее важно понимать: данная ситуация касается всех и каждого, нельзя оставаться равнодушным и ничем не взволнованным. Ибо всем довольные, примиренные со всем, ничему не удивляющиеся люди уже и людьми называться не могут, потому как чтобы так существовать, нужно довести себя до животного состояния. И даже если сейчас человек считает, что не имеет отношения к тому положению, что сложилось в обществе, то рано или поздно поймет, что очень ошибался. Вот только это понимание к нему может прийти уже тогда, когда он будет по ту сторону ограды, одним из больных палаты №6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий