понедельник, 27 января 2014 г.

Рождение Михаила Салтыкова-Щедрина

Крамской. Портрет Салтыкова-Щедрина

Практически два века назад произошло немаловажное событие в истории литературы — родился выдающийся русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин. Выходец из старинного дворянского рода, он, еще будучи лицеистом, заинтересовался литературой, а точнее, поэзией. Как и многие дети дворян, он обучался в Царскосельском лицее, который имел свою особенность: еще начиная со времен обучения в нем Пушкина каждый курс воспитанников имел своего «поэта», который слагал вирши и часто — на весьма фривольные темы. Вот как раз роль такого поэта в свое время и играл юный Михаил. Но следует отметить, что никакого таланта к поэзии он не имел. И, что любопытно, его ранние стихи, отмеченные как абсолютно посредственные, многие люди, в том числе и сам писатель, находили более качественными, нежели его поздние поэтичные слоги.

Сосновый бор

Но благо, Салтыкова не остановили неудачи молодости. Только лишь окончив высшее учебное заведение и поступив на службу в канцелярию военного министра, будущий писатель начинает подрабатывать и в области литературы: он пишет небольшие библиографические заметки, затем — повести. Следует отметить, что только начав карьеру, молодой, свежий и пока еще не уставший от жизни человек с радостью или хотя бы энтузиазмом берется за свои профессиональные обязанности. Но это не касается случая Салтыкова-Щедрина. Он более заинтересован в литературе, нежели в своей профессии; страстно увлечен чтением, в особенности, произведениями Жорж Санд и французскими социалистами, что позже найдет отражение в его ранних произведениях, таких как «Дорога» и «Губернские очерки».

Русский лес

Жизненные обстоятельства распорядились таким образом, что всю жизнь Михаил Евграфович протрудился чиновником. Но даже работу на своих должностях он лихо использовал во благо своей литературной деятельности. Будучи выслан за вольнодумие в далекий, темный, провинциальный город, писатель, а по совместительству — чиновник, плотно общается с народной массой, не только помогая рабочим, но и находя во взаимодействии с ними новые идеи для своих произведений, придумывая персонажей, аутентичных, колоритных героев своим книгам на социально-острые темы. По возвращению из ссылки у писателя возобновляется литературная деятельность, причем с блеском. Именно благодаря «Губернским очеркам» он стал популярен. Чем же вызван такой успех? Его сочинения гармонично сочетают в себе не только сатиру, добротный юмор и глубокий лиризм, способные оставить неизгладимое впечатление, но и имеют более значимые достоинства. Именно его сборник рассказов положил начало целому жанру — «обличительной» литературе, которая открыто и бесстыдно демонстрирует все то гадкое, что может наполнять бесчестную бюрократическую душу: кляузы, ябедничество, лесть, лицемерие, взятки и прочая прочая. В своих работах писатель делится с нами своим отвращением к рутине, к прописной морали, к крепостному праву.

Река

Можно также с уверенностью отметить, что огромный успех «Губернских очерков» был велик также и благодаря тому, что появился в нужное время и в нужном месте. Общество, только что пробудившееся от сна, полное надежд на более светлое, свободное будущее, с радостью восприняло критические, откровенные, воистину обличающие произведения Салтыкова. Да и симпатии читателей возрастали благодаря тому, кого, где и как изображал автор в своих произведениях. В основном это были картинки типичных губернских городков, однако, с разнообразнейшим, широчайшим спектром персонажей, которые при всей своей непохожести все же страдают от одних проблем, но каждый по-своему. Основной же дилеммой жизни его героев был выбор очень неудобных путей: «идти вперёд — трудно, идти назад — невозможно». Проблемы смерти, отчуждения, потери себя в социальной реальности также занимают важное место в творчестве Щедрина, порождая у читателя мысль о наличии экзистенциальной направленности салтыковских произведений, что делает его сопоставимым с Э. Т. А. Гофманом, Ф. М. Достоевским и Ф. Кафкой.

Хвойный лес

Немного найдется в русской литературе таких картин русского быта, глубокого психологизма, свежего и оригинального, задушевного лиризма и широты красок вперемешку с искрящимся, подобным гоголевкому, юмором, как в произведениях Михаила Евграфовича. Михаил Салтыков-Щедрин — истинный мастер, ювелир, замечательнейший писатель, который, я могу сказать это уверенно, родился как раз для того, чтобы писать, и писать именно так живо и пронзительно, никак иначе.

Ели

Комментариев нет:

Отправить комментарий