четверг, 16 января 2014 г.

Категорически рекомендую. “Гедда Габлер” Генрик Ибсен

Данная пьеса — первое прочитанное мною произведение Ибсена, и на сегодняшний день — самое любимое. Пьеса о женщине, которая родилась не в том месте и не в то время. Своенравная, холодная, отстраненная, «другая», отчаянно пытающаяся вырваться из своей мещанской лужицы, в которую ей предстояло вплыть после довольно странного замужества и из которой, казалось бы, никуда не деться. Но Гедда не принимает такую жизнь. И сама решает как ей жить и как умереть.

Фиолетовые розы

Родившись в семье генерала, эта женщина, как и тысячи других, живет скучными приемами, гостиными с модными обоями, тетушками-наседками, заурядными соседями, концертами, театрами и прогулками. Однако, вся эта пестрая деятельность сопровождается лишь скукой и томленьем. Генеральская дочка слеплена из иного теста, нежели женщины, призванием которых является забота о домашнем очаге. Она хотела куда большего, и это большее начиналось с освобождения от каких бы то ни было отношений с мужчинами, которые, в свою очередь, ее так любили.

Фиолетовые розы

Вокруг женщины крутятся трое господ: муж Тесман — самая заурядная личность из всех ее бывших кавалеров; давишняя симпатия и по сей день влюбленный в нее, но изрядно запятнавший свою репутацию Левборг, жизнь которого она в конце концов разрушила; а также более приличный, но довольно неприятный тип Бракк, шантажировавший ее и предлагавший женщине холодного нрава, никогда не любившей и, вероятно, не способной на это, близость. Со всеми тремя у фру Тесман не сложились отношения: равнодушие, раздражение, разочарование, стыд — она предпочтет погибнуть, нежели забыть, смириться или заняться восстановлением нарушенного покоя. И Гедда, конечно же, не изменит себе, в конце концов, отомстив всем мужчинам. Но месть ее будет страшна и невыразимо жестока: она убьет себя и своего нерожденного ребенка, таким образом не поддавшись ни одному из них и решив все за всех. К слову, следует отметить, что о самой героине нам ничего толком не известно: ни каких-либо историй из жизни, ни воспоминаний, ничего не сказано о воспитании, не упомянуты родные героини, которые так сильно повлияли на ее характер, неизвестна предыстория конфликта. Нам же приходится самостоятельно, по ходу событий собирать образ, исходя из общих сведений. Однако, это занятие показалось мне довольно интересным.

Фиолетовые розы

Но что же мы можем сказать в дальнейшем о главном персонаже? Какие выводы мы сделали и к чему пришли, следя и наблюдая за ее действиями, поведением и общением с другими людьми? Правильно, вскоре читатель понимает, что больше всего волнуют женщину «красота», сильные поступки, которые приведут героиню, по ее мнению, к свободе. Также мы можем заключить, что в героине ярко выраженны мужские черты характера, это во-первых. Далее, дочь генерала, выросшая среди дворян, теперь коротает свои дни в компании мещан со всеми их мелкобуржуазными вывихами, поверхностными взглядами, демонстративностью и выпендрежем. Этим, главным образом, и отлична она не только от героинь, но и от героев пьесы. У нее другие ценности, первичными из коих являются честь и достоинство. Вот только эти качества так и остаются совершенно бессмысленными, ненужными, и даже наоборот — лишними; помехой, которая стоит между непростой неспокойной женщиной и безмятежными мещанами.

Фиолетовые розы

В данной статье большее внимание я уделила самой героине, в меньшей же степени — общему анализу произведения. Но это и оправданно. Во-первых, данная героиня весьма нетривиальна и интересна. Во-вторых, персонаж этот весьма значителен в литературе и в качестве женской роли на театральной сцене приравнивается к мужской роли Гамлета. В третьих, читателю, скорее, будут интересны внутренние конфликты героини, наблюдение именно за Геддой, нежели слежение за ходом событий.

Цветы

Что я могу сказать в заключение? Гедда Габлер — сильный образ, с мощной направленностью, однако, в сторону разрушения, а не созидания. Она глубока, но не слишком, она несет в себе мораль и ценности практически погибшего дворянского благородного рода, но является пассивным их носителем, не умеющим ни применить, ни, возможно, понять что она делает, для чего и как. Женщина жестокая, безжалостная как к себе, так и к окружающим. Она совершенно неземная, полувоздушна и незрима. Но так пленительна.

Сирень

Пьеса о «другой женщине», антигероине, прекрасной, но не вызывающей симпатии. Сие произведение Ибсена — яркий пример новой драмы, который создал переворот не только в драматургии, но и в умах читателей, которые не могут полюбить Гедду, но обязаны ею восхищаться, как бы не противились этому. Она не совершила ни единого положительного поступка, в действиях своих сия женщина отвратна и никаких оправданий не имеет. Гедда Габлер сама вершит судьбу, и не только свою, но, в конечном счете, понимает, что и сама является рабой сложившегося положения и далеко не всесильна. Ее также поглотила обычная непримечательная жизнь. А что же читатель? А читателю только и остается изучать пьесу, героиню, следить за сюжетом и самому разбираться в вопросах: «Что это вообще было?», «Что с этой женщиной происходит?», «Что же мне думать обо всем этом безобразии?».

“Гедда Габлер” читать книгу (ссылка 2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий