«Волшебная гора» - это философский роман, который совмещает в себе черты еще и романа психологического, сатирического и в некоторой степени бытового. Это трагикомедия, осмеяние несостоятельности буржуазной нормы, по сравнению с которой даже болезнь становится предпочтительней. Томас Манн показывает безжизненность буржуазного духа, одностороннее развитие цивилизации. Его можно охарактеризовать, как своеобразную энциклопедию декаданса и буржуазного общества начала XX века: психоанализ, исследующий сексуальность и «расчленяющий душу», рассуждения о природе времени, которое отождествляется с пространством в духе общей теории относительности, столоверчение и вызывание духов, граммофон с записями классической музыки и, наконец, одно из главных чудес начала века — кинематограф - все это нашло свое место в произведении.
Сюжет романа крутится вокруг героя книги - Ганса Касторпа, который приезжает навестить кузена Цимсена в санатории для больных туберкулезом, расположенном вдали от мирской суеты, высоко в Альпах. Главного героя завораживает царящий «здесь наверху», как выражаются местные жители, неспешный, размеренный ход жизни в застывшей атмосфере «прекрасной эпохи»: пациенты до хрипоты спорят друг с другом об отвлечённых понятиях, женщины и мужчины находят время для флирта и других легкомысленных развлечений. Но в большей степени героя заинтересовывают сами больные. Автор выделяет из окружения Ганса несколько ярких персонажей, воплощающих такие стороны современного сознания, как либерализм, консерватизм и гедонизм, которые в полной мере раскрыты в образах адвоката Сеттембрини, ратующего за прогресс и просвещение, мистически настроенного иезуита Нафты, отстаивающего незыблемую ценность традиций, а также байронического Пепперкорна, падкого на женщин. Однако, мертворожденными, пустыми предстают в романе концепции данных героев. Но несмотря на это, каждый из представленных персонажей в той или иной мере подчиняет разум Ганса, оказывая огромнейшее влияние на мыслительные способности обычного молодого немецкого буржуа, попавшего в необычные условия и понемногу начинающего заниматься и самообразованием, и философствованием. Ганс попеременно тянется к каждому из персонажей, и его трехнедельные каникулы затягиваются на семь лет. Лишь внезапный удар грома напоминает о том, что над Европой сгущаются тучи войны. И только Касторп, пришедший в санаторий юнцом в 1907-м, перед началом Первой мировой войны заставляет себя вернуться на равнину прошедшим полный курс воспитания зрелым мужчиной, правда, не для продолжения жизни, как можно было бы подумать, а для возможной гибели на войне. Но такова уж новая логика столетия, только начинающего показывать свои «страшные зубы».
В «Волшебной горе» вложена ирония: это гора праздности и в то же время это место, где перестают действовать буржуазные законы, где человек постигает смысл жизни, где философская мысль доходит до совершенства. Парадоксальный юмор романа в том, что жизнь в буржуазном мире совершенствуется не среди здоровых людей, а в туберкулезном санатории, который случай охраняет от духа торгашества.
Сначала Манн намеревался написать о людях, которые упиваются собственной болезнью и «холят» её, дабы избежать испытаний реальной жизни, небольшую сатирическую повесть о посредственны людях, но ему это не удалось. А удалось ему создать шедевр, который удивляет и восхищает. Богатый, неповторимый и своеобразный язык, соединение традиционного и подлинно новаторского, мастерство в создании полной иллюзии жизни, виртуозность психологического анализа, характеристичность диалогов, поразительная глубина, философская насыщенность мысли и совершенство формы. И, что удивительно и прекрасно, читателя захватывает не столько чужая жизнь, жизнь персонажей, сколько побуждение к обостренному восприятию мира. Необычайное ощущение роста, прозрения собственной личности сопровождает чтение «Волшебной горы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий