Это роман о жизни и упадке четырех поколений богатой семьи, принесший автору Нобелевскую премию. Он представляет собой одно из наиболее выдающихся произведений довоенной немецкой литературы, гуманистический протест против варварства империалистической буржуазии, такой себе элегический эпос о буржуазном закате, содержащий глубокую общественную критику.
Упадок буржуазии представлен здесь в образе упадка одного купеческого семейства, отобразившегося в двух аспектах. С одной стороны, в распаде семьи Будденброк отразился всеобщий процесс распада буржуазии; биологические и психологические особенности представителей различных поколений являются характерными симптомами и формой, в которой происходит этот неизбежный распад. Но, с другой стороны, роман можно назвать историей упадка еще в другом, гораздо более непосредственном и конкретном смысле. Автор изображает вымирание старой буржуазии, как носителя лучших буржуазных традиций. Томас Манн показал, как на место буржуа старого склада выдвигается буржуа нового образца периода военных успехов 1870 — 71 гг. Германии во времена Вильгельма: некультурный, эгоистический, жестокий и пошлый капиталист. Именно на этом контрасте и построен роман.
Томас Манн изображает упадок старой буржуазии как внутренний процесс. Он показывает в своем романе четыре поколения старокупеческой семьи из Любека. Автор прекрасно индивидуализирует персонажей и мастерски рисует как различие, так и фамильное сходство действующих лиц. Перед нами возникают телесные и духовные черты, характерные для всех членов династии, не ограниченные психо-физиологической характеристикой. Одновременно с этим мы видим, с одной стороны, как появляются в каждом новом поколении новые свойства, новые черты характера и, с другой стороны, как старые, унаследованные свойства приобретают в новой общественной обстановке новое значение, то есть, изменения во взглядах персонажей исторически правдиво отражают изменения, происходящие в объективной действительности: старейший представитель семейства — бывший военный, свободомыслящий вольтерьянец; его сын находится под влиянием религиозно-романтических идей времен Реставрации; Будденброки третьего поколения оказываются поклонниками философии Шопенгауэра и вагнеровского театра.
В центре романа именно третье поколение Будденброков. Симптомы упадка в нем проявляются отчетливее всего. У представителей двух первых поколений бытовой уклад, этика, купеческие традиции в духе патрицианской буржуазии — все это было непререкаемым, само собой разумеющимся и не подлежащим какому бы то ни было сомнению видом существования. У молодого же поколения, двух братьев Томаса и Христиана, такая индивидуальная связь с жизнью своего класса уже утрачена. И даже попытки сознательными усилиями восстановить эту связь, старания искусственно, насильно навязать себе «натуру» богатого купца не имеют никакого успеха - «традиционность» все больше превращается в пустое актерство, а на бирже, где работает один из братьев, герою принадлежит чисто декоративная роль. И молодые люди, как представители династии, теряют всякую цельность; вся их жизнь распадается на ряд бессмысленных эпизодов, и они гибнут морально и физически. Вместе с ними же вымирает вся семья Будденброков.
Литературный стиль романа находится в полном соответствии с выбором материала. Томас Манн стремился к тому, чтобы дать возможно большие, цельные и спокойные картины. И ему это блестяще удалось. Роман написан в манере широкого, неторопливого повествования с упоминанием множества деталей, с развернутым изображением отдельных эпизодов, с огромным количеством диалогов и внутренних монологов. Литературная манера Томаса Манна строго объективна; повествование ведется ровно, бесстрастно, напоминая хронику. Переломы в общественной жизни изображаются чаще всего в форме сравнения настоящего с прошлым, а не как поворотные драматические моменты; автор развивает сюжет путем последующего резюме, разговоров, писем, в которых излагаются уже прошедшие события. Даже рассказывая о драматическом столкновении, Манн предпочитает начинать с момента окончательной катастрофы, чтобы сразу дать в сжатом резюме все, предшествующее развитию действия. В этом отношении его роман напоминает драмы Ибсена. На такой основе и возникает спокойное величие «Будденброков». Но по существу и композиция, и сюжет, и характеры — все это вполне субъективно.Такая художественная точка зрения выбрана Томасом Манном вполне сознательно и проводится с большой последовательностью и мастерством. Она дает ему возможность изобразить в больших и спокойных образах раздробленность и разорванность капиталистического общества. у Томаса Манна все растворяется в спокойном и декоративном течении времен. У Горького — невероятно напряженный внутренний драматизм; у Томаса Манна — тихие картины фатального исхода. Томас Манн видит в упадке старого купечества судьбу, внутренний распад класса, с которым он связан, гибель идеалов, нарождение нового общественного типа, который ему чужд и который он отвергает.
По первоначальному замыслу это должен был быть небольшой роман о современности, о северной Германии и ее колорите, о проблематическом герое конца века, слабом и беспомощном перед лицом безжалостной жизни. В итоге получился огромный двухтомный роман эпического склада, охватывающий судьбу четырех поколений, история непрерывного спада и разложения. Получилась книга, о которой хочется сказать, что она не должна заканчиваться, что это книга, которая и должна быть огромной, это книга, в которой поднятые вопросы хочется глубокого анализировать и обсуждать, это книга человека, которого хочется случать без конца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий