суббота, 5 июля 2014 г.

Категорически рекомендую. "Будденброки" Томас Манн


Это роман о жизни и упадке четырех поколений богатой семьи, принесший автору Нобелевскую премию. Он представляет собой одно из наи­более выдающихся произведений довоен­ной немецкой литературы, гуманистический проте­ст против варварства империалисти­ческой буржуазии, такой себе элегиче­ский эпос о буржуазном закате, содержащий глубокую общественную критику.


Упадок буржуазии представлен здесь в образе упадка одного купеческого се­мейства, отобразившегося в двух аспектах. С одной стороны, в распаде семьи Будденброк отразился всеоб­щий процесс распада буржуазии; биоло­гические и психологические особенности представителей различных поколений являются характерными симптомами и формой, в которой происходит этот не­избежный распад. Но, с другой стороны, роман можно назвать историей упадка еще в другом, гораздо более непосредственном и конкретном смысле. Автор изображает вымирание старой буржуазии, как носителя лучших буржуазных традиций. То­мас Манн показал, как на место буржуа ста­рого склада выдвигается буржуа нового образца  периода военных успехов 1870 — 71 гг. Германии во времена Вильгельма: некультурный, эго­истический, жестокий и пошлый капи­талист. Именно на этом контрасте и построен роман. 


Томас Манн изображает упадок ста­рой буржуазии как внутренний процесс. Он показывает в своем рома­не четыре поколения старокупеческой семьи из Любека. Автор прекрасно инди­видуализирует персонажей и мастерски рисует как различие, так и фамильное сходство действующих лиц. Перед нами возникают телес­ные и духовные черты, характерные для всех членов династии, не ограниченные пси­хо-физиологической характеристикой. Одновременно с этим мы видим, с одной стороны, как по­являются в каждом новом поколении новые свойства, новые черты характера и, с другой стороны, как старые, уна­следованные свойства приобретают в но­вой общественной обстановке новое значение, то есть, изменения во взглядах персонажей исторически правдиво отражают изме­нения, происходящие в объективной действительности:  старейший предста­витель семейства — бывший воен­ный, свободомысля­щий вольтерьянец; его сын находится под влиянием религиозно-романтиче­ских идей времен Реставрации; Будденброки третьего поколения оказываются поклонниками философии Шопенгауэра и вагнеровского театра. 


В центре романа именно третье поколение Будденброков. Симптомы упадка в нем проявляются отчетливее всего. У представителей двух первых поколений бытовой уклад, этика, купеческие тра­диции в духе патрицианской буржуа­зии — все это было непререкае­мым, само собой разумеющимся и не подлежащим какому бы то ни было со­мнению видом существования. У молодого же поколения, двух братьев Томаса и Христиана, такая индивидуальная связь с жизнью своего класса уже утра­чена. И даже попытки  сознательными усилиями восстановить эту связь, старания искус­ственно, насильно навязать себе «нату­ру» богатого купца  не имеют никакого успеха -  «традиционность» все больше превращается в пустое актерство, а на бирже, где работает один из братьев, герою принадлежит чисто декора­тивная роль.  И молодые люди, как представители династии, теряют всякую цельность; вся их жизнь распадается на ряд бессмысленных эпизодов, и они гибнут морально и физически. Вместе с ними же вымирает вся семья Будденброков.


Литературный стиль романа находит­ся в полном соответствии с выбором материала. Томас Манн стремился к тому, чтобы дать возможно большие, цельные и спокойные картины. И ему это блестяще удалось. Роман написан в манере широкого, неторопливого повествования с упоминанием множества деталей, с развернутым изображением отдельных эпизодов, с огромным количеством диалогов и внутренних монологов. Литературная манера Томаса Манна строго объективна; повествование ведется ровно, бесстрастно, напоминая хронику. Переломы в общественной жизни изображаются чаще всего в форме сравнения настоящего с прошлым, а не как поворотные драматические моменты; автор развивает сюжет путем последующего резюме, разговоров, писем, в которых излагаются уже прошедшие события. Даже рассказывая о драматиче­ском столкновении, Манн предпочитает на­чинать с момента окончательной ката­строфы, чтобы сразу дать в сжатом резюме все, предшествующее развитию действия. В этом отношении его роман напоминает драмы Ибсена. На такой основе и возникает спокойное величие «Будденброков». Но по существу и композиция, и сюжет, и характеры — все это впол­не субъективно.Такая худо­жественная точка зрения выбрана То­масом Манном вполне сознательно и проводится с большой последователь­ностью и мастерством. Она дает ему возможность изобразить в больших и спокойных образах раздробленность и разорванность капиталистического общества. у Томаса Манна все растворяется в спо­койном и декоративном течении времен. У Горького — невероятно напряжен­ный внутренний драматизм; у Томаса Манна — тихие картины фатального исхода. Томас Манн видит в упадке ста­рого купечества судьбу, внутренний распад класса, с которым он связан, ги­бель идеалов, нарождение нового обще­ственного типа, который ему чужд и ко­торый он отвергает. 


По первоначальному замыслу это должен был быть небольшой роман о современности, о северной Германии и ее колорите, о проблематическом герое конца века, слабом и беспомощном перед лицом безжалостной жизни. В итоге получился огромный двухтомный роман эпического склада, охватывающий судьбу четырех поколений, история непрерывного спада и разложения. Получилась книга, о которой хочется сказать, что она не должна заканчиваться, что это книга, которая и должна быть огромной, это книга, в которой поднятые вопросы хочется глубокого анализировать и обсуждать, это книга человека, которого хочется случать без конца.




Комментариев нет:

Отправить комментарий