среда, 20 августа 2014 г.

Категорически рекомендую. "На ножах" Н.С. Лесков




Данный роман вызвал много толков и споров среди современников Лескова. Некоторые причислили его к "антинигилистиче­скому" роду литературы, определили как роман-памфлет, другие писали как о "типично бульварном произведении", "полицейско-эротическом" сочинении, а третьи определили роман как "антибур­жуазный".  Но вряд ли хоть кто-то из них был прав. "На ножах" – это, прежде всего, религиозно-философ­ское произ­ведение, в основе которого лежит христианское миропонимание автора. Данное произведение стоит в том же ряду "общест­венных романов", как и "Отцы и дети" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Преступление и наказание" и, конечно же, "Бесы" Достоевского, отразив­ших всю остроту религи­озно-нравствен­ной, фило­софско-мировоззренческой, со­циально-политической и литературно-эстетиче­ской полемики эпохи. 


В уездный город после долгого отсутствия возвращается осуждённый в прошлом по политическому делу Иосаф Платонович Висленев с товарищем Павлом Гордановым. Их встречают сестра и бывшая невеста Висленева, впоследствии неожиданно вышедшая замуж за генерала Синтянина, о котором идёт "ужасная слава". После же приезда героев тихий провинциальный город обволакивает тень интриг, скандалов и преступлений. 


В данном романе, откликнувшись на зов современности, автор изобразил новые типы, запечатлел новые умонастроения, новые отношения, складывающиеся в это время в русской жизни.  Писатель обрисовал образы не просто "новых", но уже "но­вейших" нигилистов. Они выродились в буржуазных хищников, капиталистов, рос­товщиков, мошенников, продажных газетчиков, брачных аферистов, подлецов, предателей, убийц – преступников всякого рода, попирающих человеческие и бо­жеские установления. Основные же нападки в лесковском романе направлены против нигилистов, которые отступили от принципов революционно-демократического учения в угоду своим маленьким житейским целям. Лесков разоблачает не революционеров, а "накипь", что сопровождала революционное движение, а в семидесятые годы отошла от него, опустившись на самое дно русской жизни. Во всяком случае, история падения героев-антагонистов Горданова, Висленева, Глафиры, некогда исповедовавших высокие революционные идеалы, а затем объединившихся, чтобы завладеть богатым наследством помещика Бодростина, довольно обычна. 


Запрещенная в советскую эпоху ядовитая сатира на "быт и нравы" новых людей, полемизирующих с "Отцами и детьми" Тургенева и "Что делать?" Чернышевского, книга, в антигероях которой читатели узнавали реальных людей, действительно интересна и занимательна. В ней читатель может изучить довольно любопытную, своеобразную точку зрения человека, который жил в том странном, страшном, необычном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий