Данный роман вызвал много толков и споров среди современников Лескова. Некоторые причислили его к "антинигилистическому" роду литературы, определили как роман-памфлет, другие писали как о "типично бульварном произведении", "полицейско-эротическом" сочинении, а третьи определили роман как "антибуржуазный". Но вряд ли хоть кто-то из них был прав. "На ножах" – это, прежде всего, религиозно-философское произведение, в основе которого лежит христианское миропонимание автора. Данное произведение стоит в том же ряду "общественных романов", как и "Отцы и дети" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Преступление и наказание" и, конечно же, "Бесы" Достоевского, отразивших всю остроту религиозно-нравственной, философско-мировоззренческой, социально-политической и литературно-эстетической полемики эпохи.
В уездный город после долгого отсутствия возвращается осуждённый в прошлом по политическому делу Иосаф Платонович Висленев с товарищем Павлом Гордановым. Их встречают сестра и бывшая невеста Висленева, впоследствии неожиданно вышедшая замуж за генерала Синтянина, о котором идёт "ужасная слава". После же приезда героев тихий провинциальный город обволакивает тень интриг, скандалов и преступлений.
В данном романе, откликнувшись на зов современности, автор изобразил новые типы, запечатлел новые умонастроения, новые отношения, складывающиеся в это время в русской жизни. Писатель обрисовал образы не просто "новых", но уже "новейших" нигилистов. Они выродились в буржуазных хищников, капиталистов, ростовщиков, мошенников, продажных газетчиков, брачных аферистов, подлецов, предателей, убийц – преступников всякого рода, попирающих человеческие и божеские установления. Основные же нападки в лесковском романе направлены против нигилистов, которые отступили от принципов революционно-демократического учения в угоду своим маленьким житейским целям. Лесков разоблачает не революционеров, а "накипь", что сопровождала революционное движение, а в семидесятые годы отошла от него, опустившись на самое дно русской жизни. Во всяком случае, история падения героев-антагонистов Горданова, Висленева, Глафиры, некогда исповедовавших высокие революционные идеалы, а затем объединившихся, чтобы завладеть богатым наследством помещика Бодростина, довольно обычна.
Запрещенная в советскую эпоху ядовитая сатира на "быт и нравы" новых людей, полемизирующих с "Отцами и детьми" Тургенева и "Что делать?" Чернышевского, книга, в антигероях которой читатели узнавали реальных людей, действительно интересна и занимательна. В ней читатель может изучить довольно любопытную, своеобразную точку зрения человека, который жил в том странном, страшном, необычном мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий