“Человеческий голос” - это удивительное произведение французского писателя, поэта, драматурга, художника и кинорежиссёра, предвосхитившего появление сюрреализма, который и поныне считается одной из крупнейших фигур во французской литературе XX века, Жана Кокто — одноактную монопьесу «Человеческий голос». Данное произведение совершенно небольшое по объему, но весьма увлекательное в прочтении. Это история о нечеловеческой любви, рассказанная человеческим голосом.
В центре сюжета — личная трагедия женщины, брошенной ее «дорогим» мужчиной, одно-единственное желание которой состоит в том, чтобы еще хоть раз услышать своего возлюбленного, пусть даже через телефонную трубку. Ведь именно телефон является заключительным звеном цепочки, соединяющей Ее и Его, которая оборвется вместе с разговором. Хочу еще раз обратить ваше внимание, господа, на то, что это пьеса одного актера; она полностью построена на монологе главной героини. Услышать же голос в трубке нам так и не суждено. Но и совсем не нужно. В данном конкретном случае в этом и состоит вся прелесть, изящество и оригинальность пьесы. Мы не можем услышать голоса ее собеседника, не знаем, что он ей говорит, и пусть даже в монологе героини чаще преобладают обрывки фраз над связной речью, нам довольно легко понять, о чем разговаривают эти двое. Эта пьеса — один отчаянный, обреченный, надорванный монолог с телефонной трубкой, с пустотой.
Пьеса коротка, но мы узнаем из обрывков фраз многое о жизни героини: о ее любви, его женитьбе на другой, ее полном отречении от жизни вне его объятий и от себя самой, о ее отчаянии, желании умереть, болезни, о ее преданности, ее письмах, украденных ею перчатках возлюбленного, о полной душевной опустошенности, и о друзьях, которые все же не бросают несчастную в трудную минуту. О ее смирении.
Работы Жана Кокто носят на себе черты влияния сюрреализма, психоанализа, кубизма, католической религии и ... опиума. «Человеческий голос» — не исключение из правил. Изумительное по точности, краткости и свежести художественного взгляда на такое обыденное явление жизни, как расставание двух любовников, это произведение при кажущейся легковесности тематики имеет довольно значительную философскую глубину. Кокто удивляет нас, читателей, он с нами играет, манит, манипулирует нашими чувствами, заставляет проникнуть в интимную жизнь героев; писатель не видит запретности «запретных тем» и заставляет читателя поверить в их отсутствие.
После прочтения данной пьесы, которая, к слову, завершается очень внезапно и неожиданно для вошедшего во вкус читателя, остается горький осадок. Следует также отметить великое мастерство писателя в понимании психологии человека и женщины в частности. Как точно и метко Кокто описал всю полноту страданий героини! Поразительно, но все-таки следует признать, что автором произведения была не женщина, пережившая подобную ситуацию, а молодой мужчина. Данную пьесу я особенно яро рекомендую именно женщинам, и именно тем, кто знаком с подобной ситуацией. Думаю, каждая найдет себя в этой пьесе, каждая услышит из уст героини именно свой голос. Книга не для ума, книга для души, для приятного вечера, для отдыха, для воспоминаний. Читайте, дамы и господа, и наслаждайтесь общением с самыми интересными людьми литературного мира.

Комментариев нет:
Отправить комментарий